Дело крымчанина Владимира Балуха, приговоренного к трем годам и семи месяцам заключения фактически только за поддержку Украины, за то, что он вывесил украинский флаг на крыше собственного дома, стало одним из символов беззакония, творимого российскими оккупационными властями в Крыму. Сейчас, когда Балух уже на свободе, практически такая же история происходит невдалеке от украинских границ, в фактически оккупированном Россией Приднестровье.
Житель этого региона, гражданин Молдовы Виктор Плешканов тоже осужден Тираспольским судом по сути, на «срок Балуха» – три года и два месяца заключения. И тоже фактически за то, что вывесил украинский флаг из окна собственной квартиры – а перед этим купил материал для пошивки флага в тираспольском магазине тканей и во время покупки «непочтительно» отозвался о местном министерстве госбезопасности.
Понятно, что, как и в крымском случае, в «законодательстве» Приднестровья нет статьи, которая позволяет посадить человека в тюрьму за вывешивание украинского флага. Приднестровское министерство госбезопасности, похоже, нашло для Плешканова другие статьи – примерно так же, как мы помним, расправлялись и с Балухом. Вначале его посадили на пять суток за мелкое хулиганство – нельзя так непочтительно отзываться о МГБ. А затем обвинили в экстремизме, не предъявив, впрочем, никаких доказательств – дело было засекречено.
Может быть, Плешканова посадили даже не за посты в интернете в поддержку Украины, а за то, что он позволял себе приветствовать соотечественников словами «Слава Украине!» – один такой «соотечественник», водитель маршрутки, даже отвез его в местную прокуратуру после такого приветствия.
Плешканов – первая жертва развязанной Путиным войны против Украины за пределами самой Украины
Уже в тюрьме Плешканова начали, в лучших традициях авторитарного государства, травить – что привело к попытке самоубийства. О том, в каком состоянии он находится после этого, ничего не известно.
Похоже, Плешканов – первая жертва развязанной Путиным войны против Украины за пределами самой Украины. Но при этом приднестровские руководители и олигархи, расправляющиеся с ним по образцу и подобию российского «правосудия» и игнорирующие требования из Молдовы освободить Плешканова, осужденного за несуществующие преступления, чувствуют себя куда комфортнее, чем руководители и олигархи из самой России – удивительный случай, когда, я бы сказал, кукле повезло больше, чем кукловоду.
Приднестровье превратили в современный Крым еще тогда, когда крымчане и не подозревали, что это такое – жить при диктатуре
Я познакомился с Виктором Плешкановым осенью 2017 года в одном из культовых мест Чикаго. Мы смотрели на город с высоты одного из самых известных его небоскребов, и Виктор рассказывал мне, как болел за Майдан и как уверен в том, что Украина вернет украденные у нее территории. Я уже тогда был поражен тем, что человек с такой ясной политической позицией живет в Тирасполе: Приднестровье превратили в современный Крым еще тогда, когда крымчане и не подозревали, что это такое – жить при диктатуре и бояться, что у тебя обнаружат флаг Украины. Но, с другой стороны – не стоит село без праведника. В любой стране, в любом городе, уверен, всегда есть тот, кто остается свободен при самой жуткой диктатуре.
Уверен, важно, чтобы приднестровские лидеры знали, что они не уйдут от ответственности за преследование невиновного человека, который выступил в поддержку справедливости и правды там, где справедливость и правда – запрещенные слова.