Трагическая гибель гражданина Украины в Португалии: подробности громкого процесса

Трагическая гибель гражданина Украины в Португалии: подробности громкого процесса

В Лиссабоне проходит процесс по делу о гибели гражданина Украины Игоря Гоменюка. По данным обвинения, причиной смерти 40-летнего украинца стали избиения и издевательства, которым он подвергся в аэропорту португальской столицы со стороны инспекторов службы работы с иностранцами. Им теперь грозит до 25 лет тюрьмы.

Первое судебное заседание прошло 2 февраля — почти через год после трагедии. Перед уголовным судом Лиссабона предстали трое сотрудников Cлужбы по делам иностранцев и границ (SEF) — 44-летний Луиш Силва, 42-летний Бруно Соуза и 48-летний Дуарте Лаха.

Что произошло. Коротко

Игорь Гоменюк погиб 12 марта 2020-го — через два дня после того, как 10.03 его задержали в лиссабонском аэропорту сотрудники SEF. Смерть произошла в находящемся там же «центре временного содержания» для иностранцев.

Как сообщал вскоре после случившегося глава ассоциации украинцев Португалии Павло Садоха, в аэропорту Лиссабона Игорю Гоменюку «было по непонятным причинам отказано во въезде в Португалию», а «после его требований пояснить ситуацию на него надели наручники и применили против него физическую силу». «Выражаем соболезнования семье погибшего и осуждаем преступные действия работников службы миграции», — также написал представитель украинской диаспоры.

Агентство Reuters, имевшее доступ к фотографиям, сделанным во время вскрытия, сообщает, что тело погибшего было «покрыто темными синяками от лица до щиколоток, с глубокими следами от наручников на запястьях». И добавляет, что, по данным гособвинения, Игоря Гоменюка били, связывали ему руки и ноги, и так подолгу оставляли на полу камеры.

Адвокаты вдовы Игоря Гоменюка сообщили о том, что он приехал в Португалию в поисках работы. Португальская газета Público поговорила с человеком, хорошо знавшим Игоря. Он рассказал, что тот, как и очень многие украинцы, вынужден был подолгу находиться вдали от родины: в России, Польше и Бельгии. Работал на стройках.

Игорь Гоменюк.

После его смерти сиротами остались двое детей — 14-летняя девочка и 8-летний мальчик. Семья живет в Львовской области. Вдова Оксана — школьная учительница начальных классов.

Португальская пресса пристально следит, как за этим судебным процессом, так и за событиями, которые ему предшествовали и его сопровождают.

Гибель украинца Игоря Гоменюка уже привела к отставке главы SEF и обещанию правительства провести глубокую реформу этого ведомства. Оппозиция требовала и отставки главы МВД, в чьем подчинении находится SEF, но он сохранил свой пост.

Что касается обвиняемых, то они пока целиком отрицают свою вину.

При этом семья погибшего еще до суда получила крупную денежную компенсацию от правительства Португалии.

Гибель человека и политический скандал. Подробнее

Газета Público, посвятившая уже десятки статей этой трагедии и ее последствиям, подготовила к процессу подробнейшую хронологию событий, начиная с 10 марта 2020-го и заканчивая днем начала судебного процесса.

Газета рассказала о том, что избиение Игоря Гуменюка произошло 12 марта «в районе 8 часов утра», смерть «была зарегистрирована в 18.40». А публично о ней было объявлено через семнадцать дней — после того, как были задержаны подозреваемые.

Как сообщало украинское издание «Грати», со ссылкой на заявление Генеральной инспекции внутренней администрации Португалии, произошедшее «пытались скрыть на высоком уровне».

В SEF изначально заявили, что причиной смерти был сердечный приступ, произошедший в результате эпилептического припадка. «Но коронер понял, что это не могло быть причиной, и предупредил полицию», — пишет Público.

30 марта, на следующий день после ареста троих подозреваемых, в отставку было отправлено руководство Лиссабонского пограничного управления SEF. Семья Игоря Гоменюка заявила, что требует от португальских властей ответа за его гибель.

В начале апреля появились данные об аутопсии. Как пишет Público, у Игоря «была сломана грудная клетка и несколько ребер», на теле остались «следы дубинок и ударов ногами». Избиение продолжалось «в общей сложности 20 минут».

Тогда же, в апреле, стало известно о том, что объявились и первые пожелавшие высказаться свидетели — двое бразильцев, которые слышали, как происходило избиение.

В августе адвокат семьи Игоря Гоменюка потребовал от португальского правительства 230 тысяч евро — в соответствии с законом, предусматривающим авансовую компенсацию жертвам насильственных преступлений.

В сентябре министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба говорил об этой трагедии на встрече с главой МИД Португалии Аугушту Сантушом Силвой.

30 сентября прокуратура выдвинула троим инспекторам SEF, которые с марта находились под домашним арестом, обвинения в убийстве.

В ноябре семья Игоря Гоменюка потребовала уже 1 миллион евро. (Позже, в январе 2021-го, семья согласилась на компенсацию, предложенную правительством Португалии — 712 950 евро).

Дело вышло и на уровень ЕС. 4 декабря европейский комиссар по внутренним делам Ильва Юханссон заявила по итогам переговоров в главой МВД Португалии Эдуардо Кабритой, о том, что последствием «ужасного нарушения прав человека» «будут изменения в руководстве» SEF.

8 декабря адвокат потерпевших Хосе Гаспар Швальбах заявил, что за девять месяцев, прошедших после трагедии, с семьей Гоменюк никто из португальских властей так и не связался.

Португальская оппозиция требовала отставки главы МВД и SEF. Премьер-министр Португалии Антониу Кошта, заявил, что «сохраняет доверие» к министру внутренних дел, но глава SEF Криштина Гатош 9 декабря покинула этот пост. (Правда, позднее, буквально в день начала суда стало известно, что она получила важный пост советницы в этом ведомстве).

Кристина Гатош, экс-глава SEF

10 декабря президент Португалии Марселу Ребелу де Соуза заявил, что вскоре начнется реформа всей Cлужбы по делам иностранцев и границ, которая давно была предметом многочисленных жалоб со стороны правозащитников — как на национальном, так и на международном уровне.

Через несколько дней глава МВД объявил, что шестимесячный план реструктуризации SEF будет представлен парламенту уже в январе. Правда, пока этого и не произошло. При том, что ранее реформа службы намечалась еще в 2019 году, напоминает газета Público.

Суд

В ходе процесса, начавшегося 2 февраля, адвокаты пострадавшей стороны предъявили суду медицинские документы о том, что погибший не страдал эпилепсией и (или) алкоголизмом, как пытаются представить защитники обвиняемых.

Адвокаты обвиняемых, в свою очередь, заявили, что из трех инспекторов SEF, находящихся на скамье подсудимых, пытаются «сделать козлов отпущения». Адвокаты подсудимых также потребовали привлечь к ответственности и других сотрудников ведомства, пишет Público.

Один из обвиняемых, Аргидо Луиш Силва, заявил, что смерть Игоря Гоменюка якобы была вызвана его проблемами со здоровьем и нехваткой медицинской помощи, а также халатностью, проявленной другими инспекторами SEF. Кроме того, Силва подверг сомнению результаты аутопсии.

По версии Силвы, когда он с другими обвиняемыми пришел в 8.15 утра в камеру к Гоменюку, тот уже якобы лежал на полу со связанными руками и ногами, и пытался освободиться. Силва также утверждает, что перед тем, как войти в камеру, он якобы был предупрежден о том, что Гоменюк вел себя «агрессивно» и «ночью пытался сбежать».


Журналисты перед зданием суда. Лиссабон. 02.02.2021

Адвокаты подсудимых подвергли критике расследование, призвали прессу заранее «не устраивать суд на рыночной площади» и пообещали предоставить доказательства невиновности своих подзащитных.

«В Португалии в унисон звучит (своеобразный) общенациональный хор — все утверждают, что обвиняемые запытали и убили гражданина Украины. (…) Но для меня они — невиновные. Я возмущен смертью этого гражданина, этого не должно было случиться, но ответственность лежит на государстве и обществе! — заявил в интервью RFI Рикардо Са Фернандес, адвокат подсудимого Бруно Соузы. — Обвинять тех людей, которые пробыли с ним (И. Гоменюком) несколько минут, и говорить, что они виновны в его смерти — я не так смотрю на вещи».

Хосе Гаспар Швальбах, адвокат семьи Игоря Гоменюка, в свою очередь, заявил, что удивлен позицией обвиняемых. «Удивило ли меня то, что подсудимые отрицали факты? Честно говоря, мы этого не ожидали, но я прошу вас дождаться завершения суда. Процесс только начался», — сказал защитник.