Во время учебы в ГИТИСе его называли одним из самых перспективных студентов, в 1980-е гг. после триумфа в фильме «Зеленый фургон» он стал одним из самых востребованных актеров. Однако на пике популярности Александр Соловьев пропал с экранов. В 1993 г. он сыграл свою последнюю роль, а в 2000 г. зрители узнали о его нелепой и загадочной гибели…
Близким часто приходилось бороться за его жизнь, в отличие от него самого. Казалось, собственной жизнью Александр Соловьев дорожил меньше всего, постоянно играя в поддавки со смертью. Ему выпадало множество шансов изменить свою судьбу, но он ими пренебрег.
Первый счастливый случай произошел с ним сразу после рождения. Врачи сомневались, что семимесячный полуторакилограммовый новорожденный сможет выжить, но матери удалось его выходить. В детстве Саша мечтал стать Олегом Поповым, «чтобы всех веселить, и чтобы никто никогда не плакал». После школы он приехал в Москву и с первого раза поступил в ГИТИС. Членов приемной комиссии сразила наповал и его фактура, и талант, и непосредственность: он явился на экзамен в ботинках на босу ногу, а увидев, что преподаватели обратили на это внимание, пояснил: «А я носки постирал, сушатся».
Соловьев был одним из любимых учеников режиссера Андрея Гончарова. К себе на актерский курс он взял только троих: Александра Соловьева, Игоря Костолевского и Александра Фатюшина. Все трое впоследствии стали звездами советского кино, но не у всех судьба сложилась успешно. После института режиссер пригласил учеников к себе в театр, однако Соловьеву главные роли не доставались, и через год актер перешел в Центральный детский театр.
Александр Фатюшин говорил о друге: «Саша был легкий, открытый, честный, совершенно бескорыстный и не способный на подлости человек. Не любить его было невозможно. Душа нараспашку – щедрая, широкая. Он не мог жить без сюрпризов. Делал их спонтанно, не задумываясь, чем бы всех удивить. И это у него всегда получалось красиво. Были деньги – задаривал подарками, не было – не жаловался и не просил…».
Его кинодебют состоялся в 1970 г., а с 1975 г. он начал активно сниматься. Очень часто ему доставались роли героев, похожих на него самого, – искренних, прямолинейных, бескомпромиссных, страстных и непростых. Самым большим успехом у зрителей пользовался фильм «Зеленый фургон», где Соловьев сыграл роль конокрада по прозвищу Красавчик. Режиссер Владимир Мотыль говорил, что из всех актеров советского кино быть абсолютно независимыми в актерской профессии удавалось только Владимиру Высоцкому, Олегу Далю и Александру Соловьеву. К сожалению, их объединяло не только это, но и общее пагубное пристрастие.
Выпивать Александр Соловьев начал еще в молодости, а позже это переросло в сильную алкогольную зависимость. Во время съемок в «Зеленом фургоне» они подружились с Дмитрием Харатьяном и дали друг другу обещание во время съемок не пить. А когда появлялось такое желание – покупали сок. Соловьев бегал за томатным соком каждый день. К сожалению, позже он уже не смог себя сдерживать.
Многие коллеги и знакомые говорили, что у актера был очень сложный характер. Конфликты часто возникали из-за того, что Соловьев был чересчур прямолинейным, неуживчивым и бескомпромиссным. Он мог заявить режиссеру в лицо о том, что тот бездарен, а пьеса – ерунда. Все, кто знал актера, говорили, что в нем живут два абсолютно разных человека – один светлый, добрый, отзывчивый, щедрый, а второй – вспыльчивый, задиристый, не контролирующий вспышки ярости. Из-за этого ему пришлось уйти из тетра. Эммануил Виторган о нем говорил: «Он был олицетворением настоящего русского мужского характера. Только крайности. Золотой середины у Саши не было».
Со временем его перестали приглашать и в кино. Оставшись без работы, он тяготился тем, что оказался на содержании у жены, актрисы Людмилы Гниловой, и стал заливать обиду алкоголем. Актер часто пропадал из дома на несколько недель, дрался, заводил новые романы, а потом возвращался к жене и просил прощения. По настоянию супруги он пытался лечиться от алкогольной зависимости, бывал в разных клиниках страны. В одной из них в Феодосии он встретил актрису Ирину Печерникову, известную по фильму «Два капитана». Как оказалось, она страдала той же проблемой. Общие беды их сблизили, и у актеров начался роман.
В ночь на 26 декабря 1999 г. в «Склиф» привезли мужчину без документов, которого сотрудники милиции обнаружили лежащим на цветочной клумбе в бессознательном состоянии. Он был сильно пьян и не мог назвать ни имени, ни адреса. Его оформили как неизвестного. После недели, проведенной в реанимации в коме, 1 января 2000 г. он скончался. Еще месяц неопознанное тело пролежало в морге. Его уже собирались похоронить вместе с другими бездомными, но тут оперуполномоченный вспомнил, что видел неизвестного в фильме «Зеленый фургон». Позвонили Дмитрию Харатьяну, и он сообщил Ирине Печерниковой печальную новость.
Позже Печерникова рассказывала: «Вернулась домой 25 декабря — его нет. Я всех обзвонила. Друзья его видели после спектакля на банкете. Поначалу я особо и не переживала. Думала, у друзей. Меня ведь не было, а одиночества он терпеть не мог. Но когда Саша не пришёл на Новый год, мне стало страшно. Почти месяц я его искала. Везде: по всем больницам, моргам. Обзвонила, наверное, тысячу людей. И наконец нашла. В морге. Милиционер один честный оказался. Мне рассказали, что когда он возвращался, поскользнулся, упал и разбил себе лоб. Милиционеры нашли его лежащим на снегу. В морге я была ещё 6-го. Отсмотрела всех, кто прибыл туда без документов. Не нашла его и мысленно перекрестилась. А оказалось, что Саши не стало ещё 1 января...».
Что случилось с актером в тот вечер – до сих пор остается загадкой. Известно, что вечером 25 декабря он явился в театр на банкет после спектакля сильно пьяный, устроил там скандал, и его попросили уйти. Он отправился домой, но до своей квартиры так и не дошел. Когда его привезли в больницу, у него вся спина была в крови, на голове была гематома. В заключении было написано, что смерть наступила от кровоизлияния в мозг. На тот момент Александру Соловьеву было всего 47 лет.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070618/39224/