Трагическая судьба советской Снегурочки

Трагическая судьба советской Снегурочки

Ее называли одной из самых красивых советских актрис, но она сыграла всего 5 ролей в кино и около 20 – в театре. Ее самой известной и единственной главной ролью была Снегурочка в одноименном фильме-сказке. Евгения Филонова во многом повторила судьбу своей героини: она была такой же хрупкой и «нездешней» и так же «растаяла», не сумев найти своего места в мире, который был к ней слишком жесток.

Она родилась в 1946 г. в Москве на Ордынке – по соседству с домом, в котором когда-то жил Александр Островский, автор «Снегурочки». Ее детство пришлось на послевоенное время, семья жила очень бедно, и любимым развлечением детей было наблюдать из окна коммуналки за нарядными дамами, которые прогуливаются в антракте по улице возле театра Островского. Возможно, эти воспоминания детства и стали причиной того, что она решила поступать в театральное училище им. Щукина – и, к удивлению многих, поступила с первой попытки.

Еще во время учебы ее называли одной из первых красавиц. Ее сестра Людмила говорила о ней: «Она была такая красивая. С самого детства. Беленькая, очень женственная. Она не могла не нравиться, и жизнь ее просто должна была сложиться счастливо». Евгения действительно выглядела, как настоящая сказочная героиня. И неудивительно то, выбор режиссера Павла Кадочникова, который искал главную героиню для фильма-сказки «Снегурочка», пал на 22-летнюю выпускницу училища. И хотя она была еще неопытной актрисой – в ее багаже была всего одна роль в фильме «Чистые пруды» – она справилась со своей задачей блестяще.

В образе Снегурочки Филонова выглядела удивительно органично – тут было идеальное сочетание природных данных и драматического таланта актрисы. Несмотря на яркую красоту и точное попадание в образ, на съемках Евгения чувствовала себя неуютно и неуверенно – даже актрисы из массовки были модно одеты, а ей было совершенно нечего надеть. Она сокрушалась: «Мама! У них такие комбинации! Такие платья!».

Но никакие модные наряды не могли затмить ее природной чистой красоты. И Филонова была в центре внимания мужской половины и актерского состава, и съемочной группы, и местного населения. Ухаживания были очень трогательными – актер Борис Химичев, сыгравший Мизгиря, приносил ей по утрам молоко из соседней деревни.

Фильм «Снегурочка» имел невероятный успех, и его отправили на Международный кинофестиваль. А Евгения Филонова вместе с группой не поехала – в советской делегации была только одна актриса, которая сыграла роль Купавы. И это был не единственный раз, когда Филонова даже не пыталась настоять на своем. Ее сестра говорила: «Наша Женя не умела выбивать себе место под солнцем. Нам казалось, что она и не обижалась ни на кого никогда. Такая легкая, воздушная. Все веселится, шутит... С ней так всем хорошо и легко было».

В 1968 г. Филонову приняли в труппу Московского театра им. Н. В. Гоголя. Поначалу ей доставалось немало ролей – правда, преимущественно это были роли второго плана. Она никогда не участвовала в закулисных интригах, не умела просить, не хотела добиваться главных ролей любой ценой. И это привело к конфликту с главным режиссером театра.

Актриса Эллия Суханова рассказывала: «На самом деле она была очень ранимой. Просто старалась никого собой не беспокоить и этого не показывать. А проблем у нее накопилось много. У нас был режиссер тогда, Главный. Он делал Жене определенные предложения, да и не только ей. Были те, кто соглашался, – эти имели все. А Женя отказалась. Ради карьеры?! Это было ниже ее достоинства. Конечно, насильно никто никого не принуждал, но, понимаете, у любой женщины-актрисы рано или поздно наступает такой возраст, когда ролей становится все меньше, а конкуренция все больше... И вот как только подошел этот критический возраст, Главный отправил нас «на конкурс» – фактически уволил. За то, что мы, дескать, больше не соответствуем нужному образу! Женя опять опустила руки и покорилась судьбе. А я пошла жаловаться в Управление культуры! Я ничего не боялась и знала свои права. И что бы вы думали, такие тогда были времена – нас тут же восстановили. Но для нервов, разумеется, все эти встряски даром не прошли».

Все ее близкие говорили о том, что у актрисы был очень мягкий характер, ей были чужды амбициозность, тщеславие и напористость. Возможно, и по этой причине она не получала ролей в кино. Филонова не гнушалась никакой работы – когда в семье не хватало денег, она разносила газеты на почте. А каждый год во время зимних каникул работала на детских елках – в том же образе Снегурочки, который был ей так к лицу.

В свое время у нее было много поклонников, за ней ухаживал Александр Збруев и иностранец, имени которого она не называла, но избранником актрисы стал телевизионный режиссер Евгений Хохлов. В этом браке родилась дочь Марина, и хотя муж очень любил свою супругу, их союз распался спустя 13 лет. Этот сложный период совпал с проблемами в театре. А в 40 лет актриса узнала о том, что у нее – злокачественная опухоль в груди. Операцию сделали слишком поздно, и через год Снегурочки не стало. Она умерла накануне Нового года, 30 декабря 1988 г. В тот день она попросила открыть окно и оставить ее одну – хотела посмотреть напоследок, как падает снег.

Дочь Евгении Филоновой Марина говорила о ней: «Мама не играла Снегурочку – она и была ею. Бесстрастной. Не от мира сего, вернее, не от мира Берендеев. … Мама была хрупкая. Мне нравится английское слово «fragile» – так пишут на коробках с хрусталём. Мне бы очень хотелось, чтобы Женя-Снегурочка улыбалась с экрана людям под Новый год и напоминала о том, как дорого стоит любовь и какие мы все хрупкие».


В памяти зрителей Евгения Филонова так и осталась одной из тех недостижимых сказочных красавиц из кино, в которых были влюблены все советские мальчишки.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050718/39579/