Дональд Трамп опоздал на свое собственное выступление на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Президент США должен был выступать вторым после президента Бразилии, но, поскольку в тот момент, когда Трампа ждали на трибуне ООН, он счел для себя более важным поговорить с прессой, слово предоставили следующему докладчику. Это демонстративное опоздание вполне можно рассматривать не как форму, а как содержание, то есть, как часть его выступления, основной смысл которого состоял в зубодробительной критике глобализации и системы международных институтов, главным из которых является ООН.
Поскольку Трамп не скрывал, что не уважает ООН и его Генассамблею, Генассамблея вполне резонно ответила ему взаимностью. И когда президент США начал свое выступление с того, что поделился с планетой своими успехами, рассказав, как «меньше, чем за два года достиг большего, чем его предшественники за аналогичный период», в зале грянул смех. Трамп, действительно, убежден, что он лучший лидер США. В недавнем интервью он постоянно ставил себе наивысшие оценки: «пять с плюсом». В самих США эти оценки разделяют менее половины граждан: по данным июльского опроса Gallup деятельность Трампа на посту президента одобряют 45%, и не одобряют 50%, а 5% затруднились с ответом.
Трамп еще раз подтвердил полное неприятие глобализации в целом и международного уголовного суда в частности. Проблема отношения к Международному уголовному суду (МУС) в Гааге заслуживает отдельного разговора, и подозрительное к нему отношение со стороны 45-го президента США имеет некоторое основание, но здесь надо отметить три факта.
Во-первых, резкое неприятие МУС высказывают помимо США следующие страны: Китай, Россия, Иран, Индия и Израиль. Очевидно, что у каждого противника МУС для этого есть свои резоны, существенно различающиеся между собой. Во-вторых, идею международного уголовного правосудия, имеющую истоком Нюрнбергский и Токийский трибуналы, а также Международный трибунал по геноциду в Руанде, довольно опрометчиво отвергать на корню. И в-третьих, в работе МУС за годы, прошедшие после подписания Римского статута не было ничего столь ужасного и несправедливого, что могло бы вызвать столь категорическое неприятие. Хотя причины опасений того же Путина попасть на скамью подсудимых в Гааге и связанное с этим неприятие МУС, вполне очевидны…
Ирония истории состоит в том, что экономическая, политическая и информационная глобализация – это проект западного мира, и прежде всего США, как его лидера. Именно Запад и прежде всего США «научили» остальной мир технологиям, а также организации финансов, экономики, информации и политики, в результате чего влияние «учителей» существенно снизилось поскольку такие «ученики» как Китай, Индия, Бразилия и Россия выросли, стали теснить «учителя» и дерзить ему. Проблема еще и в том, что большинство «учеников» оказались хитрыми и нерадивыми и прогуливали уроки демократии, что крайне возмущало и раздражало «учителей». Трамп выступает за то, чтобы ликвидировать эту «всемирную гимназию» и перейти на режим платного репетиторства, то есть двусторонних отношений с каждой из стран.
Исходя из этой идеи, Трамп раздал персональные оценки странам. На место главного врага был назначен Иран, который по мнению Трампа надо изолировать. Лидер КНДР выбился у Трампа в «хорошисты»: президент США его похвалил за то, что он в последнее время не швыряется атомными бомбами и отдал американцам останки их солдат, погибших во время Корейской войны. Индия у Трампа тоже молодец, как и Саудовская Аравия, которая проводит «смелые реформы». Китайцев Трамп отругал за то, что, что они «ведут нечестную торговлю» и воруют американские технологии. Страны ОПЕК его возмутили «ужасными ценами на нефть», благодаря которым эти страны «обирают весь мир». Россия явно находится на периферии сознания Трампа, поскольку ее президент США упомянул только в связи с Германией, когда предостерег эту страну от угрозы зависимости от монополиста в сфере энергетики.
На критику со стороны Трампа планета отвечает взаимностью. Только 30% респондентов, принявших участие в опросе Gallup, проведенном в 134 странах ответили, что они одобряют действия Трампа. Это почти на 20% меньше, чем одобрение Обамы в последний год его президентства и самый низкий показатель одобрения за те 10 лет, в течение которыйGallup проводил подобные опросы. С момента инаугурации уровень одобрения Трампа вырос только в 4 странах из 134: в Белоруссии, Израиле, Либерии и Македонии. Сильнее всего упал в Канаде (с 60% до 20%) и в Мексике (с 44% до 16%) и в большинстве стран НАТО. По данным опроса института исследования общественного мнения YouGov, проведенном в ФРГ, почти половина немцев (48%) считают Трампа самой серьезной угрозой миру. И только 21% немцев видят такую угрозу в Ким Чен Ыне, а Путина считают угрозой миру всего 15% граждан ФРГ…
Можно, конечно, отмахнуться от мирового общественного мнения и считать, что оно ничего не значит, поскольку сформировано «фейк ньюс». Можно и вполне справедливо критиковать ООН, которая, действительно, раздражает своим бессилием и абсолютной невозможностью принять любое действенное решения из-за права вето членов Совбеза. И политическая глобализация может вызывать отторжение, поскольку благодаря ей в ООН имеют равное представительство цивилизованные страны и вполне людоедские режимы. Но нельзя не учитывать того очевидного факта, что за 70 лет после создания ООН в мире не случилось мировой войны. И в этом смысле стоит обратить внимание на выступление генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша, который с явным намеком на Трампа сказал, что мир вновь двигается по пути популизма и изоляционизма, игнорируя уроки 30-х годов 20-го века.
Блог Игоря Яковенко