Лето невозможно себе представить без традиционных праздников. Одним из таких особенных и любимых у верующих признан Спас. Согласно церковному календарю существует три Спаса, которые принято праздновать в Украине. Каждый из этих дней имеет свои особенности. В этой статье мы вспомним, старинные обрядовые традиции наших предков.
Праздник Маковея
Первый, как его еще называют в народе, Медовый или Спас на воде, перешел в наследство от византийцев (14 августа). Этот праздник впервые начали отмечать не ранее 11 в. Провозгласили его в честь вынесения части креста, на котором был распят Спаситель, из императорского дворца в храм Святой Софии.
Название Маковей этот день получил несколько позже, потому что на эту дату также приходится чествование семи Великомучеников Маковеев.
Украинцы искренне полюбили это праздник, в который принято освящать букеты из полевых и лесных цветов (бархатцы, календулу, барвинок, астры, мяту, тимьян, подсолнухи и т.д.), а также головки маков. Цветы и травы всегда сплетали отдельным букетом. Его составляли в зависимости от потребностей каждой семьи: мята предохраняет от напастей и приносит счастье; подсолнух играл роль солнца, освещающего и согревающего дом; дикие маки или мак-видюк рассеивал тьму. Такой красочный оберег перевязывался красной лентой, а отдельно делали букетик из маковых головок.
После освящения мак хранили у образов до весны, а затем рассеивали по городу для урожая. Сушеные же цветы вплетались девушкам в косы на Благовещение.
Традиционными блюдами на Маковея считают постный борщ с грибами и лепешками или «ломанцы». Перед употреблением пищи утром необходимо было обязательно выпить воды, поскольку на Первый Спас она святая.
Яблочный Спас
Второй, или Яблочный Спас приходится на 19 августа. Он перекликается с языческим праздником наступления осени. По сей день славянам было запрещено есть яблоки и готовить из них что-либо. После 19 августа и прихода более холодных дней плоды считались готовыми для сбора. По традиции христианский праздник Преображения Господня получил свое второе название.
Почему же такая странная традиция? С чем связан запрет есть яблоки?
Существовало поверье, что в мире мертвых растут удивительные яблони с серебряными и золотыми плодами. И золотые яблочки получают только те души умерших детей, чьи родители к Спасу не употребляли яблок. Если же кто-то из взрослых не удержался и съел сочный плод, ему выпадало сорок дней для искупления своей вины.
Яблочный спас – третий летний день, когда принято поминать умерших (первые два – Страстной Четверг и Зеленые святки). Чтобы предотвратить попадание душ покойников и всякого зла в дом в церковь снова несли святить цветы и мак, которым впоследствии осыпали себя и дом. Кроме этого из последних колосьев с поля, остававшихся после жатвы, сплетали Спасову Бороду – венок, и несли его вместе с цветами и яблоками в церковь.
Обрядовыми блюдами считаются печеные яблоки, пироги с яблоками, узвар и компот.
На Второй Спас наступали первые заморозки. По примете, если день ясный – зима будет лютой и снежной, а осень сухой. Если случался дождь – осень будет мокрой, а зима теплой.
Хлебный Спас
Хлебный, или ореховый, спас принято отмечать в конце лета – 29 августа. Как и второй спас считается не только христианским праздником. Христиане же его также знают как праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Когда-то, месопотамский царь, был тяжело болен проказой. Узнав об умении Иисуса исцелять, послал он своего художника, чтобы тот написал портрет Спасителя, дабы образ его вылечил царя. Но у мастера ничего не получилось. Иисус взял чистое полотнище и вытер им лицо. На полотне был воплощен его нерукотворный образ, который исцелил царя. К сожалению, реликвия была похищена в 1204 году во время крестного хода, и следы ее затерялись.
В Украине в этот день начинали сбор орехов, которые уже считались зрелыми. К тому же пекли первый хлеб нового урожая. А после жатвы устраивали ярмарки, на которых необходимо было традиционно запастись полотном, поэтому тот день еще именовали полотняного Спасом.
На праздничный стол выставляли мясные и рыбные блюда, орехи, яблоки и мед. Вода в реках и в колодцах, как и на первый Спас считалась освященной. А 29 августа славяне отмечали наступление осени: ходили по домам, пели колядки, а в церквях святили яблоки, мед и орехи.