Правительство Турции заключило соглашения о разграничении вод Средиземного моря с Ливией, закрепив свои претензии на значительную часть шельфа, где в 2010х были обнаружены запасы углеводородов.
Практически половину Восточного Средиземноморья Анкара объявляет своей исключительной экономической зоной, где возможен рыбный промысел и геологоразведка, следует из карты, которую публикует со ссылкой на турецкого дипломата Hurriyet.
Карта, по данным издания, была согласована на состоявшейся в конце ноября встрече президента Реджепа Эрдогана с председателем президентского совета Ливии Файезом аль-Сараджем.
Аналогичное соглашение с властями Северного Кипра - не признанной ООН республики, которую поддерживает Анкара, было заключено в 2011 году.
Турция имеет самую протяженную линию континентального побережья среди всех стран в Восточной части Средиземного моря - это факт должен приниматься в расчет при разграничении экономических зон, заявил Hurriyet официальный представитель турецкого МИД Хами Аксой.
«Заключив сделки с марионетичным правительством Северного Кипра и псевдо-правительством в Ливии, Турция объявила своей собственностью половину Восточного Средиземноморья», - отмечает научный сотрудник The Century Foundation Арон Лунд.
В Средиземном море обнаружены гигантские месторождения газа: Тамар и Левиафан с общими запасами в 900 млрд кубометров относятся к шельфу Израиля; Зор с запасами в 850 млрд кубов находится в зоне Египта. В экономической зоне Кипра было открыто месторождение Афродита. Его запасы оценивают в 127 млрд кубометров.
Но в турецких водах углеводородов не оказалось, и теперь Турция объявляет претензии на часть моря, которую международное сообщество считает исключительной экономической зоной Кипра, констатирует глава исследований Ближнего Востока и энергетической политики Washington Institute Саймон Хендерсон.
Согласно конвенции ООН по морскому праву, территориальные воды простираются на 12 миль от берега; исключительная экономическая зона - где возможна добыча природных ресурсов - может составлять до 200 миль. Если же расстояние между странами меньше 424 миль, они должны в двустороннем порядке согласовать границы экономических зон.
Но Турция отказываеся призвать права Кипра и годами пытается помешать добыче газа, напоминает Хендерсон: так было, например, в 2018 году, когда корабли турецкого ВМФ вынудили законтрактованное итальянской ENI судно прекратить бурение на блоке 3 - вблизи границы с Ливаном.
Сама Турция еще в 2017 году начала бурение в 55 милях от побережья Кипра - глубоко внутри экономической зоны острова. В июле 2019-го Евросоюз ввел санкции против Анкары за нелегальные геологоразведочные работы в зоне Кипра, члена ЕС.