"У матросов есть вопросов" - Леонид Швец

"У матросов есть вопросов" - Леонид Швец

Президент заинтриговал. Говорит, спрошу «у тебя» интересное, не скажу пока, что. Этот «ты» – некто, «с кем мы писали нашу программу». Очевидно, таких людей единицы, и к чему эта всенародная интрига, не очень понятно: сними трубку, спроси. Пока, по ощущениям, все очень похоже на акцию с вручением пылесоса первым пяти покупателям из азбуки начинающего маркетолога, понять бы только, что продают.

Не знаю, как обстоит дело в эпоху инстаграма и тик-тока, а в наше бумажное детство в ходу были анкеты друзей – большие тетради, оформленные вырезками из журналов, стихами, рисунками и текстами песен, там нужно было ответить на какие-то заветные вопросы хозяина/хозяйки тетради. И оформление анкеты, и байронические ответы на вопросы с подвыподвертом – все это было важной частью возрастной игры гормонов и борьбы за школьный статус. Банковая, увлеченно пиарящая таинственный опрос, пугающе откровенно демонстрирует застревание в детстве своих обитателей.

Уже понятно, и это, спасибо, разъяснили всем, кто не знал, что никакой юридической силой эта всенародная забава обладать не будет, и денег на нее из бюджета не потратят, найдут у каких-то спонсоров. Это обстоятельство, кстати, нужно будет тщательно проверить. И да, хотелось бы знать имена этих щедрых обладателей капиталов, которым не жалко своих денег на откровенное шапито.

Раз анкета от Зеленского не является государственной и юридически отчетной бумагой вроде бюллетеня для голосования, их сбором и обработкой не может заниматься вертикаль Центризбиркома. Значит, работа ляжет на плечи одноразового наемного персонала с соответствующей степенью ответственности, и результатам такого опроса можно доверять не больше, чем финансовым отчетам «Укравтодора» о проекте «Большая стройка». Собственно, то, как это делается, не вызывает сомнения, что итоговый якобы ответ якобы Украины на еще не озвученные вопросы уже где-то лежит заготовленный.

Нужно ли опрашивать граждан? Конечно, и этим ежедневно профессионально занимаются несколько авторитетных опросных компаний в стране по научно обоснованным методикам. Зачаточных знаний о социологической выборке достаточно, чтобы понимать бессмысленность опроса миллионов, когда можно ограничиться работой с полутора-двумя тысячами анкет. Цена такого опроса – просто копейки по сравнению с шоу в национальном масштабе, имитирующим показательное ознакомление власти с народным мнением. Те самые спонсоры, которым будто бы не жалко заработанного для пустого развлечения Зеленского, могут обеспечить его по-настоящему значимой информацией для анализа в бесперебойном режиме. Только кому это надо и где эти прекрасные аналитики?

Не часто так наглядно накладываются друг на друга тема исключительной важности народного мнения и обращение с народом как с недоумком. Да и окружение президента подобным образом обходится со своим боссом, играя на его, скажем так, некоторых личностных особенностях. Зеленскому явно скормили скотскую идею за счет псевдоопросной кампании повысить явку на местные выборы, которые складываются для «слуг» крайне неудачно. Если эдаким трюком удастся завлечь на выборы молодежь, среди которой высок удельный вес сторонников партии власти, глядишь, провал будет не таким оглушительным. «Чистый профит, Владимир Александрович!».

Есть, правда, еще один вариант, откуда взялась идея опроса: они и вправду все там, наверху, всерьез верят, что запускают эффективный демократический механизм. Циники или идиоты? Мучительный вопрос, который не попадет в опросные листы.

Леонид Швец