Учитель из Одессы записал углубленный онлайн-курс по физике

Учитель из Одессы записал углубленный онлайн-курс по физике

Преподаватель Ришельевского лицея Павел Виктор создал полный углубленный курс физики для специализированных физико-математических школ. Курс состоит из видео, записанных во время уроков, которые Виктор ежедневно в течение трех лет транслировал в прямом эфире на YouTube. Всего в него вошло 473 урока. Об этом сообщает Mayak со ссылкой на Ришельевский лицей. Редактор AIN.UA детально расспросила преподавателя о его работе с YouTube.

Видео рассортированы по темам и доступны бесплатно на Youtube-канале «РЛ Физика». Как сообщается на сайте лицея, курс Павла Виктора по физике стал наиболее полным из доступных в интернете на сегодня. Он охватывает все темы углубленной программы 9-11 классов от «Механики» до «Физики ядра», также есть избранные темы для 7-8 классов.

Трансляции Виктора суммарно набрали более 7 млн просмотров, на канал подписались почти 60 000 пользователей. Под видео ученики оставляют комментарии и задают вопросы. Чтобы просмотреть их и дать ответы, учитель ежедневно тратит около часа времени в день. «Иногда дети в комментариях оставляют такие вопросы, над которыми нужно крепко подумать, прежде чем дать ответ. Это вдохновляет меня, потому что интересные осмысленные вопросы дают пищу для размышлений», — заявил Виктор.

Курс Павла Виктора смотрят не только его ученики, как предполагалось изначально, но весь мир. Пользователи приходят со всей Украины, Казахстана, Беларуси, Германии и других стран.

«Что интересно, если посмотреть по возрастным категориям, среди зрителей больше всего не школьников, а студентов — молодых людей 18-24 лет. Есть и зрители старшего поколения. Видимо, учителя. Наверное, они используют это для подготовки к урокам», — поделился Павел Андреевич в комментарии AIN.UA.

Как все начиналось

Идея транслировать уроки возникла спонтанно. Когда ученики болели, они просили Павла Андреевича включит Skype, чтобы виртуально присутствовать на уроке. Учитель согласился, и провел несколько таких уроков, которые просто шли без записи в одном канале для одного ребенка. «Приходилось таскать за собой компьютер, чтобы показать правую часть доски, левую часть доски, а качество изображения там невысокое», — вспоминает преподаватель. Так появились первые формы дистанционного обучения.

Потом в лицее было несколько карантинов. А для физики очень важно не прерывать процесс обучения, потому что преподавателю будет сложно рассказать весь скопившийся материал в сжатые сроки, отмечает Павел Андреевич. Поэтому он начал пробовать снимать уроки на видео и выкладывать в интернет.

Администрация лицея и родители поддержали его идею и помогли установить в аудитории хорошее оборудование, которое позволяет транслировать уроки физики в хорошем качестве. Сейчас в распоряжении Павла Андреевича две видеокамеры (одна для общего плана, другая для демонстрации мелких предметов, страниц учебника или крупных планов графиков на доске), видеомикшер, мощный компьютер и быстрый интернет.

«Появилась возможность транслировать уроки в реальном времени прямо на YouTube, а там они записываются. Попробовали, получилось, вроде понравилось. Тогда я решил записывать все уроки подряд», — рассказал учитель.

Тяжелый труд

Поначалу Павел Андреевич не задумывался о том, во что это выльется — ему понравилось, что можно так легко доносить детям информацию. Но вскоре стало понятно, что это очень тяжелая работа — подготовка к лекциям, ежедневные трансляции, обработка комментариев и ответы на вопросы отнимали много времени. Однако останавливаться было поздно — Виктор решил довести дело до конца.

По словам Павла Виктора, проведя последнюю трансляцию курса для старших классов, он поначалу испытал облегчение. Однако вскоре почувствовал опустошенность. «Так бывает после большого и длительного байдарочного похода, когда хочется побыстрее добраться до теплого и уютного дома. Но переступив порог, начинаешь тосковать по природе, туристическому драйву, экстриму, приключениям», — комментирует преподаватель.

Сегодня преподаватель записывает завершающий урок курса для 7 класса, после чего планирует приступить к курсу для 8 класса по просьбе зрителей. «Это напряженная работа, на самом деле, она выматывает. Но если ты уже начал снимать, надо показать побольше. Вложить максимум демонстраций и содержания, все то, что обычно ты из экономии времени мог не рассказывать», — говорит Павел Андреевич.

После успеха эксперимента с трансляциями по физике, администрация лицея решила заняться разработкой курсов дистанционного обучения и по другим предметам. У лицея уже есть Youtube-каналы с уроками по украинскому языку и математике. Сообщается, что Ришельевский лицей стал экспериментальной площадкой по «разработке и внедрению педагогических технологий дистанционного обучения на базе образовательного центра с использованием современных электронных средств коммуникации» согласно специального указа МОН.

Секрет успеха

По мнению Павла Виктора, его онлайн-курс стал успешным, потому что он — полностью естественный и живой. «Почему у меня получилось? Я просто вел уроки, я не шел специально ни на какую студию, моих видео не коснулся монтажер. Это просто эфир. И в этом кроется два преимущества: во-первых, это наименее трудозатратно и поэтому выполнимо, во-вторых, это живой урок, и у зрителей возникает эффект присутствия. К доске выходят дети, общаются с преподавателем, и получается, ты как-бы еще один ученик в классе, — пояснил он.

Недавно я читал отзывы и понял, что огромное преимущество в том, что это — живые уроки. Поэтому они лучше воспринимаются, чем спрессованный 10-минутный ролик, который содержит материал урока. Это более естественно».