«Удар по России: как электромобили давят рынок нефти» - Влад Пономарь

«Удар по России: как электромобили давят рынок нефти» - Влад Пономарь

Государствам, основу бюджета которых составляет продажа нефти, угрожает новая опасность: в ближайшие годы доля электромобилей в мире может вырасти в десятки раз. Страны, одна за другой, заявляют о запрете продаж автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, что отразится на потреблении углеводородного топлива.

Дизельные и бензиновые двигатели выходят из моды. Европейские и азиатские страны взяли тренд на высокотехнологичный и экологически чистый транспорт. Автомобили на жидком топливе к 2040 году могут быть полностью заменены на электромобили.


О готовности полностью перейти на автомобили с нулевым или низким уровнем выбросов заявило в феврале 2017 года правительство Норвегии. В настоящее время доля экологически чистых автомобилей в стране - 4,5%.
Электромобили в Норвегии уже освобождены от многих налогов и ограничений, которые действуют для авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Для них также предоставляется бесплатная зарядка и право проезда по запрещенным для всех остальных авто полосам общественного транспорта.
Руководство страны намерено предпринять ряд мер, чтобы к 2025 году сделать невыгодным приобретение авто с дизельными и бензиновыми двигателями.
Отказаться от продажи бензиновых и дизельных автомобилей к 2030 году хотят также власти Индии. К 2040 году пообещал избавиться от них министр экологии Франции Николя Юло, добавив, что этот шаг будет «настоящей революцией».
Правительство Великобритании пошло еще дальше, объявив, что к 2040 году в стране будут запрещены к продаже не только автомобили с ДВС, но и машины с гибридными двигателями. Купить можно будет только электрокары.
В Германии также не отказываются от общего тренда. В августе канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что разделяет данный подход.
Присоединился к всеобщей тенденции и Китай: в сентябре профильное министерство КНР заявило, что изучает вопрос введения в стране запрета на производство и продажу ДВС.
В 2016 году в Китае было продано более 330 тыс. «новых экологических автомобилей», в том числе электрокаров и гибридных авто, что на 62% больше, чем в 2015 году. По итогам сентября 2017 года темпы роста продаж достигли уже 90%.
В КНР это направление субсидируется, создание СП для производства экологичных автомобилей поддерживается, покупатели электрокаров получают преференции.
ОПЕК прогнозирует, что к 2040 году в мире будет насчитываться до 226 млн электромобилей.
Согласно прогнозам, доля электромобилей в мировом парке может к 2040 году составлять до 40%, отмечается в исследовании ИКСИ.
На прошлой неделе исполнительный директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC заявил, что нефтяные цены через 6-8 лет могут опуститься до $10 за баррель из-за массового перехода на электрокары.
«Нефть не всегда играла ведущую роль в мировой экономике. 120 лет назад мир от нее не зависел», — напомнил Уотлинг.

Подобная тенденция, безусловно, окажет влияние на энергетические рынки, отмечает эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.
Рост электромобилей естественным образом увеличит спрос на электрогенерацию и энергоносители (так как взят курс на экологичность, то в первую очередь это будет касаться возобновляемых источников), а также негативно скажется на объемах спроса на нефть, отмечает эксперт.
Сколько именно нефти вытеснит с рынка экологичный транспорт? Bloomberg New Energy Finance оценивает этот показатель в 8,5 млн баррелей в сутки.
Согласно имеющимся прогнозам, в результате массового распространения электромобилей к 2040 году потребление нефти может снизиться на 10 млн баррелей в сутки, отмечается в исследовании ИКСИ.
В 2016 году, по данным ОПЕК, объем потребления нефти в мире составил 95,4 млн баррелей в сутки.
Также с 1980 года эффективность использования топлива выросла на 50%, то есть средний автомобиль может проехать на 50% больше пути, израсходовав тот же самый объем топлива.
Традиционные автопроизводители вынуждены соответствовать непрерывно ужесточающимся стандартам по расходу топлива и вредным выбросам, выпуская более экономичные машины.
Эффект от роста эффективности транспорта в снижении потребления моторных топлива в Европе оценивается в 2,8 млн баррелей в сутки за последние 10 лет (при общем потреблении 12,2 млн баррелей в сутки).
Именно фактор сокращения расходов топлива был и будет основным драйвером снижения потребления моторных топлив, составляющих 60% от глобального спроса на нефть, уверен эксперт.
Т.е. уже наблюдается существенное снижение спроса на моторное топливо в сфере пассажирского транспорта. И этот спрос будет стремительно падать.
Продолжение текущих тенденций с долей продаж электромобилей приведет к падению спроса на нефть уже к 2020-2025 гг. (на протяжении последних десяти лет уже можно наблюдать стагнацию спроса на нефть практически во всех развитых странах).
Нефтяные компании и профильные международные организации озвучивают разные прогнозы по поводу пика потребления нефти в мировой экономике.
ОПЕК ждет пика потребления нефти в мировой экономике в 2029 году, после чего спрос начнет снижаться на фоне сокращения выбросов парниковых газов участниками Парижского соглашения.

Влад Пономарь