Почти 10 лет назад в ангаре в Форт-Брэгг, штат Северная Каролина, в котором находилось около 3,000 солдат, президент Обама приветствовал последних военнослужащих, прибывших домой из Ирака, и произнес эти известные - и пророческие - слова: «Труднее закончить войну, чем начать ее».
В то время Обама не мог предсказать, насколько это будет трудно, или рассчитать многочисленные затраты США на обеспечение безопасности. Несмотря на все его усилия по перемещению внимания своей администрации с Ближнего Востока в Азию, подъем Исламского государства и его смертоносное неистовство в Ираке и Сирии вновь заставили США вернуться в Ирак. Три года спустя американские войска отправились туда, чтобы остановить ужасный геноцид, происходивший в вакууме безопасности, который оставили за собой США.
Решимость ИГИЛ создать халифат усугубила существующий в регионе кризис беженцев, самый худший за последнее поколение, и привела к распространению террористических заговоров в США и Европу, а также к росту числа доморощенных террористов, вдохновленных ИГИЛ.
Теперь настала очередь президента Байдена делать ставку на безопасность - на этот раз в Афганистане, где численность американских войск составляет 2,500 человек, по сравнению с примерно 8,400 в начале правления президента Трампа. Байден 14 апреля объявил, что полный вывод американских сил из страны завершится к 11 сентября - 20-ой годовщине терактов, которые втянули Америку в ее самую долгую войну.
«Сейчас я четвертый президент США, осуществляющий руководство американским присутствием в Афганистане: два республиканца, два демократа, - сказал Байден. - Я не передам эту ответственность пятому».
Принимая это решение, Байден перенес на несколько месяцев запланированную на 1 мая дату вывода войск, которую администрация Трампа согласовала с талибами. Говоря о своем собственном видении этой, казалось бы, бесконечной войны, Байден сказал, что выполняет обещание США покинуть страну, потому что не видит военного решения, которое смогло бы стабилизировать ее на постоянной основе.
«Я первый президент за 40 лет, который знает, что это такое – иметь ребенка, проходящего службу в зоне военных действий, - сказал он. - На протяжении всего этого процесса моей путеводной звездой были воспоминания о том, как мой покойный сын Бо был направлен в Ирак. Как он гордился тем, что служил своей стране. Насколько он был настойчив в отправке вместе со своим подразделением и какое влияние это оказало на него и на всех нас дома».
Сейчас в Афганистане есть военные, чьи родители служили в одном и том же театре военных действий. «Война в Афганистане никогда не была рассчитана на несколько поколений», - сказал он.
План Байдена по выводу войск из Афганистана поддержали многие демократы – но многие хотели бы, чтобы он вывел войска еще до 1 мая.
«Нам понадобилось 10 лет, чтобы найти и убить Усаму бен Ладена. Мы оставались еще 10 лет, чтобы помочь обучить афганские силы безопасности и создать условия для более стабильного будущего этой страны, - сказал сенатор Тим Кейн, штат Вирджиния. - Пришло время вернуть войска домой».
Некоторые республиканцы, в том числе близкие союзники Трампа, такие как сенаторы Тед Круз и Рэнд Пол также поддерживают план вывода войск, так как они многие годы выступали в поддержку программы Трампа «Америка прежде всего» и его собственного предвыборного обещания вывести американские войска из региона и прекратить там войны. Круз утверждает, что вывод наших войск из страны не помешает Байдену использовать военную силу для защиты американских интересов, а также интересов наших союзников, если ситуация в сфере безопасности в Афганистане ухудшится после их ухода.
«Возвращение наших войск домой не должно восприниматься как признак того, что Америка будет менее бдительна в вопросе защиты жизни американцев и наших союзников, но мы можем сделать это без постоянного военного присутствия на враждебной территории», - сказал Круз 13 апреля в эфире Си-Эн-Эн.
Но его поддержку вывода войск, наряду с поддержкой Пола, нельзя назвать распространенным явлением в рядах GOP. Конечно, гораздо больше республиканцев, чем демократов, выступают со страшными предостережениями против этого шага. Сенатор Линдси Грэм, неизменно один из самых воинственных республиканцев в Конгрессе, назвал объявление Байденом даты вывода войск «сумасшествием» и предупредил, что уход сделает любой рейд на лидера террористов, подобный тому, который проводили «морские котики» ВМФ против Усамы бен Ладена 11 сентября, гораздо более трудным.
Ряд демократов также глубоко обеспокоены выводом войск, утверждая, что прекращение американского военного присутствия станет рискованным гамбитом как для интересов Америки, так и для интересов афганского народа.
Когда Обама вывел все американские войска из Ирака, Байден, как его вице-президент, возглавил усилия. Он находился под огромным политическим давлением, так как число погибших американских солдат продолжало расти за год до начала кампании по переизбранию. Но главной заботой президентской кампании 2020 года было окончание пандемии, и в ходе кампании Афганистан едва ли упоминался. Зачем же тогда, спрашивают критики вывода войск, рисковать дестабилизацией региона, позволив стране вновь стать очагом терроризма и подорвать прогресс, достигнутый в установлении верховенства закона и защите афганского народа, особенно женщин, от тиранического правления талибов?
«Я очень разочарована решением президента установить сентябре в качестве крайнего срока для ухода из Афганистана, - сказала в своем заявлении сенатор Джинн Шейхин, демократ из Нью-Гемпшира, которая заседает в комитетах по международным отношениям и по делам вооруженных сил. - Хотя это решение было принято в координации с нашими союзниками, США принесли слишком много жертв, чтобы обеспечить стабильность в Афганистане и уйти без поддающихся проверке гарантий безопасного будущего».
«Это подрывает наши обязательства перед афганским народом, особенно перед афганскими женщинами, - продолжила она. - Я настоятельно призываю администрацию Байдена в период до сентября приложить все усилия к тому, чтобы сохранить достигнутый прогресс и поддержать наших партнеров в формировании инклюзивного переходного правительства».
Конгрессмен Сет Мултон, демократ из штата Массачусетс, сказал: очевидно, что у США мало шансов победить в войне в Афганистане, но «все еще существуют сокрушительная вероятность поражения».
В то время как Трамп и другие утомленные войной американцы считали Афганистан «вечной войной», другие утверждают, что боевая миссия, начавшаяся после терактов 11 сентября 2001 года, переросла в партнерство с избранным правительством страны - а США пользуются им как страховым полисом по обеспечению безопасности. Талибан не изменил своих планов по возвращению контроля над страной и до сих пор не разорвал связи с Аль-Каидой - второй человек террористической группировки был убит в Афганистане менее полугода назад. С возвращением Талибана к власти женщины могут заплатить самую высокую цену, и им вновь будет запрещено посещать школу и работать.
Лидер меньшинства Сената Митч Макконнелл назвал предстоящий шаг «серьезной ошибкой», утверждая, что союзники по НАТО «практически умоляют Соединенные Штаты остаться вместе с ними». Макконнелл сослался на поправку 2019 года, автором которой он является и которая предостерегает от «стремительных отступлений» из Афганистана и Сирии. Эту меру поддержало сверхквалифицированное большинство сенаторов.
«Поправка призвала администрацию, цитирую, "подтвердить выполнение условий окончательного поражения Аль-Каиды и ИГИЛ, прежде чем инициировать какой-либо значительный вывод американских войск из Сирии или Афганистана», - сказал Макконнелл.
«Может ли президент Байден подтвердить это прямо сейчас?» - спросил он.
Хотя Трампу так и не удалось вывести все войска из страны, он осторожно сократил численность сил, договорившись о дате 1 мая для полного вывода войск после нескольких месяцев мирных переговоров с талибами - но только в том случае, если талибы выполнили определенные условия.
Критики решения Байдена утверждают, что талибы явно не намерены выполнять свою часть сделки. Специальный Генеральный инспектор США по восстановлению Афганистана подготовил список высокого риска на 2021 год, в котором указаны угрозы для усилий по восстановлению Афганистана. Этот доклад показал, что Талибан не изменил своей давней цели захвата страны, используя насильственные нападения на внешние силы или свой альянс с террористическими группировками, которые до сих пор свободно действуют в Афганистане под прикрытием Талибана.
Буквально в прошлом месяце талибы дважды обстреливали ракетами американский персонал на военной базе в восточном регионе страны, а на прошлой неделе в Кандагаре произошел еще один инцидент, когда ракеты упали возле авиабазы НАТО, используемой американскими и коалиционными войсками, оказывающими поддержку афганским силам.
В этом свете, особенно когда решение Байдена о выводе американских войск брошено на чашу весов, с чего бы повстанческой группировки выполнять свою часть сделки и позволять афганскому правительству продолжать действовать после ухода американских войск?
Хотя Байден не обусловил вывод войск США уровнем насилия в Афганистане, его национальная служба безопасности, несомненно, будет внимательно следить за ним. Уход 11 сентября станет драматическим завершением самой длительной войны Америки, но только если он не станет лишь прелюдией к другой, возможно, более кровавой схватке.