Свой нежный, чистый, хрустальный голос Татьяна Дасковская подарила многим героям советских фильмов, оставаясь на протяжении десятилетий невидимкой. Её имя чиновники запрещали указывать в титрах, никто не приглашал талантливую певицу на концерты и популярные музыкальные передачи. Как же это было несправедливо!
Могла стать настоящей звездой, если бы «деятели искусства» позволили петь на большой сцене. Получается, у неё украли славу? Однако, певице хоть и было обидно, но она не роптала. Продолжала дарить свой уникальный голос. А потом СССР развалили, кинематограф зачах, артисты выживали, как могли. Многие оказались за чертой бедности и семья Дасковской тоже…
Татьяна Ивановна появилась на свет 25 июня 1946 года в Москве. Родители были творческими людьми, и с ранних лет приобщали дочь к прекрасному миру искусства. Девочка занималась не только в общеобразовательной школе, но и музыкальной. Кроме этого, Татьяна развивала свои вокальные способности и мечтала стать артисткой.
В 1972-м году Дасковскую пригласили на работу сразу две киностудии: «Мосфильм» и им. М. Горького. Она исполняла музыкальные партии за актеров кино и персонажей из мультфильмов. За 24 года приняла участие в озвучивании более 200 разножанровых картин. Но фамилию певицы удосужились указать только в 5-6. Сейчас список фильмов увеличился до 16, его пополняют поклонники талантливой певицы. Мы надеемся он будет и дальше расти.
Творческий путь Татьяны Ивановны в кинематографе начался с песни «Будь со мною», музыку сочинил Евгений Крылатов, а слова Юрий Энтин. Произведение прозвучало в трёхсерийном художественном фильме «Вера, Надежа, Любовь» (1972 год). В это же самое время Александр Митта приступил к съемкам детского фильма «Точка, точка, запятая…», и предложил Дасковской спеть за кадром песни «А та знаешь» и «Из пункта А до пункта Б».
Невероятно красивый голос и точное попадание в образ нравилось режиссерам. Певицу начали регулярно приглашать озвучивать киногероинь разного возраста. Теперь известно, что её голос звучит в комедии «Жили три холостяка», анимационной ленте «Волк и семеро козлят на новый лад», музыкальном фильме-сказке «Мама», детской мелодраме «Русалочка», жизненной картине «Одиноким предоставляется общежитие» и др.
Очень тесто певица сотрудничала с композитором Евгением Крылатовым, спела больше десятка его произведений. Но больше всего телезрителям полюбилась песня «Прекрасное далеко» из фантастической картины «Гостья из будущего» (1984 год). Конечно, когда они смотрели фильм, то думали, что поет симпатичная синеглазая Алиса Селезнева (Наталья Гусева). Ведь голос звучал как серебряный колокольчик, и уводил в волшебный мир «прекрасного далёко». Изначально вокальную партию спела школьница, но режиссеру Павлу Арсенову что-то не нравилось. И тогда Крылатов предложил свою кандидатуру – Татьяну Дасковскую.
Через три года состоялась премьера приключенческой ленты «Лиловый шар», и опять Татьяна Ивановна пела произведение своего любимого композитора. Правда фильм не имел такого же ошеломляющего успеха, как «Гостья из будущего», хотя главную героиню сыграла Наталья Гусева.
В 80-х годах Дасковская (в браке – Валухова) была достаточно известная среди деятелей искусства (режиссеров, поэтов, композиторов). Также певица записала несколько произведений на студии «Мелодия», но их количество было ограниченным. Как вы понимаете, ни закадровое исполнение песен, ни пластинки не принесли Татьяне Дасковской хоть мало-мальсую популярность. Советские зрители ничего о ней не знали и не видели.А ведь она, несомненно, могла украсить любой концерт, туже «Песню года» или «Утреннюю почту». Совершенно непонятно, почему такое неслыханное игнорирование со стороны деятелей культуры. Сама же Дасковская, через много лет, в одном интервью объяснила это так: «В советское время тщательно оберегали имидж актеров. Зрители должны были быть уверены, что герои кинолент сами красиво поют. Поэтому мою фамилию не указывали даже в титрах».
Ближе к середине девяностых Татьяну Ивановну совсем перестали приглашать на озвучивание. В основном снимали боевики и детективы, а там хрустальный голос певицы был неуместен. С киностудии её уволили, денег на жизнь не было. В один миг музыкальная семья стала никому не нужна, так сказать – полная невостребованность.
Три года нищеты привели к решению уехать из страны, ведь никаких перспектив не было. Некоторое время Татьяна работала на рынке, потом перебивалась случайными заработками, но они не улучшили благополучие семьи. Уезжать на чужбину не хотелось, но другого выхода тогда Татьяна, её супруг и их взрослая дочь Анна не видели.
С тех пор прошло уже 20 лет. Именно столько певица живет на чужбине в городе Нюрнберге (Германия). Помогает дочери воспитывать внучку, изредка выступает в клубе «Гезанг», который организовала вместе с единомышленником. Когда был жив Е. Крылатов часто с ним общалась благодаря интернету. До сих пор поддерживает отношение с друзьями, бывшими коллегами.
На вопрос, тоскует ли она по родине, отвечает: конечно, да. Хотя вполне довольна жизнью и просит Господа, позволить ей увидеть, какой станет любимая внучка Антониа.
Вот такое не «Прекрасное далёко» талантливой певицы, карьера которой начиналась «от чистого истока», но так и осталось за кадром…