Нет и не может быть у современной России более горькой даты, нежели 24 августа 1991 года – дня провозглашения независимости Украины.
Потому что этот день превращает в идеологических банкротов целых три периода отечественной истории.
Забавно, что вся официозная пропаганда сегодня построена на том, что как же должны жалеть простые украинцы о своей независимости (если бы они были “простыми русскими”). Но представим, что акта о государственной независимости Украины нет.
Итак, в декабре 1991 года остаются две союзные суверенные республики – РСФСР и УССР. И значит, остается СССР с легитимным президентом Горбачевым. Затем, при поддержке союзного центра и реализуя решения Верховного Совета СССР от 23 апреля 1991 года о суверенности бывших автономий, Союз становиться реально обновленным – его, как сказали бы православыне богословы, “равночестными” субъектами становятся все республики и области.
УССР теряет Крым, но РСФСР – Северный Кавказ, половину Волжско-Уральских пространств, но еще и ХМАО и ЯНАО, и Якутию-Саха. Москва Ельцина оказалась бы без нефти, газа и алмазов. Только честный, высокопроизводительный труд. А у Киева – чернозем и треть наиболее современного промпроизводства бывшего СССР.
Хорошо бы спросить дорогих ностальгирующих по империи россиян: хотели бы они жить в союзе с Украиной, под властью Горбачева (и его преемников из ЦК), но с новой границей своей союзной республики по Тереку и Волге?
Собственно имперско-российская логика такая. Вот обманом удочерил/усыновил педофил сироту – держит взаперти, дрессирует как собачку… Но говорит постоянно – если хочешь бежать, когда-нибудь удастся, но уйдешь в чем есть, голодать будешь, холодать, придется примыкать к банде бродяг, а там все будут насиловать, и погонять либо на панель, либо – воровать… Лучше у меня в тепле и сытости, и не так уж я и достаю, в конце концов…
Вот и вся логика – никаких больше общих побед и свершений, никакого культурного единства. Три с лишним тысячи лет назад, бунтуя против праотца Моисея, так и говорили: зачем ты увел нас из Египта, от котлов с мясом?!
В советской комедии есть гениальная фраза, намекающая на этот драматический эпизод в Книге Исхода (второй в Пятикнижии): А в тюрьме сейчас макароны дают!.. Вынуждающий (пусть и по заданию оперчасти) продолжать побег Леонов еще не знал, что взяв роль вождя “исхода” в кинокомедии, через годы будет вынужден дважды сыграть главу еврейской семьи, обреченной на исход – в ленкомовском “Тевье-молочнике” и в экранизации шолом-алейхемовского “Изыди”.
Но я обещал про банкротство. История Руси-России делится на несколько этапов, главным пафосом и занятием каждого из которых является старательное выкорчевывание культурного и идейного наследия предыдущего.
В конце того периода, который можно условно называть “Владимирско-Московским” (или “Святой Русью”, или последние полтора столетия – “Третьим Римом”), Московское царство получило огромный подарок – его вассалом стала Гетманщина – значительная часть бывшей Русской Литвы с Киевом.
За век до этого Москва воцарилась над бывшим Улусом Джучи, став евразийским царством (царь – официальный титул хана). Теперь произошло символическое объединение двух “крыльев” Киевской Руси, восстановилась Русь Православная как единая цивилизация – альтернативная Западу. Причем, духовную гегемонию в этом царстве отдали Киево-Могилянской академии.
Украинская независимость 1991 года – это признание исторического банкротства проекта Православного Третьего Рима.
Для Петра I новое образование – Россия (специально латинизированное) – это совместный проект русских и украинцев по созданию европейской империи – гегемона Балтии. (Точно также, как глобальная Великобританская империя – это совместный проект англосаксов и шотландцев).
Украинская независимость 1991 года – это признание исторического банкротства проекта Европейской Российской империи.
В СССР сталинского периода русификации и лишению собственной идентичности украинцев уделялось огромное внимание. Украинцев готовили на роль эталонного “младшего брата”.
Украинская независимость 1991 года – это признание исторического банкротства проекта “новая историческая общность советский народ”.
Евгений Ихлов