Решение украинского руководство имплементировать так называемую «формулу Штайнмайера», предложенную бывшим министром иностранных дел ФРГ для проведения выборов на оккупированном Россией Донбассе, уже привело к обострению политической ситуации в Украине, и угрожает еще большей дестабилизацией в ближайшем будущем.
Оппоненты президента Зеленского опасаются, что в дальнейшем подобное развитие событий приведет к капитуляции страны перед Кремлем и фактической утрате перспективы ее европейского и демократического развития. Зеленский, разумеется, все отрицает и даже записал патетический телевизионный ролик, в котором обещает «не сдавать Украину». Но факты говорят, скорее, против этого намерения украинского президента.
Зеленский не может даже толком объяснить, зачем ему вообще нужно претворять в жизнь «формулу Штайнмайера», которая даже не объясняет, как и при каких условиях должны пройти местные выборы на Донбассе, и оставляет пространство для толкований как российской, так и украинской сторонам! Единственное объяснение, которое дает украинский президент своим соотечественникам – это нужно было сделать, чтобы разблокировать переговоры на высшем уровне в «нормандском формате». Но и при этом Зеленский не способен объяснить, зачем ему так срочно понадобились эти переговоры, на которых пока что не просматривается никакого конкретного прогресса.
Все это напоминает те хорошо известные времена, когда израильские политики шли на уступку за уступкой, только чтобы вытащить за стол переговоров Ясира Арафата – а в результате получали новые волны террора и нападений на израильтян.
И это – не пустое сравнение. Помимо формулы Штайнмайера, Украина согласилась на разведение войск на нескольких участках фронта. На практике это предусматривает отвод украинских войск из нескольких населенных пунктов и создает серьезную угрозу жизням людей, которые в этих местах поддерживали Украину. Просто представьте себе израильскую армию, которая уходит из Газы, оставляя без защиты поселения – и больше ничего не нужно добавлять.
Но главная проблема даже не в этом запрограммированном кошмаре – тем более, что власть, кажется, уже начала отдавать себе отчет в его последствиях, и проводит специальные совещания, обсуждая, как обеспечить безопасность граждан. Главная проблема в том, что Владимир Путин – не Ясир Арафат, а Владимир Зеленский – уж точно не Шимон Перес и даже не Эхуд Барак. Российский президент мастерски использует честолюбие и некомпетентность украинского коллеги, расставляет ему ловушку за ловушкой – и Зеленский с такой уверенностью попадается в каждую, что, кажется, будто пребывание в этих капканах доставляет ему какое-то необъяснимое удовольствие. Само проведение саммита «нормандской четверки» Путин обставляет новыми и новыми условиями. Зеленский их исполняет и исполняет – а Путина все нет.
Добавим к этому амбиции другого молодого честолюбца, президента Франции Эммануэля Макрона – и коктейль из чужой глупости, приготовленный в Кремле по путинским рецептам, готов. Российскому президенту остается только ждать, когда его коллеги напьются вдоволь. А украинскому обществу – делать непростой выбор между наращиванием протестов против действий некомпетентных «миротворцев» и подписанием своих «соглашений в Осло», которые неминуемо приведут к капитуляции и развалу страны.