"Украина нуждается в качественной бизнес-экосистеме", - Артем Чернис

"Украина нуждается в качественной бизнес-экосистеме", - Артем Чернис

Идейным вдохновителем проекта Unlimit Ukraine by the European Business Association and Philip Morris Ukraine является глава компании Philip Morris Ukraine Артем Чернис. За плечами у него десятки лет руководства крупным бизнесом. Артем испытывает к МСБ живейший интерес и с радостью готов делиться опытом, поскольку считает, что так сможет помочь Украине.

Вы стояли у истоков проекта Unlimit Ukraine и являетесь его вдохновителем. Расскажите, как и почему появилась его идея?

Я не совсем вдохновитель, основную роль в его появлении сыграла моя команда. Идея этого проекта появилась после воркшопа, который мы организовали в начале прошлого года. Я приехал в Украину в начале 2015 года, и меня поразило то, что происходило с волонтерством, с изменением ценностей общества. Мне показалось, что бизнес должен адаптироваться к тому, что происходит, и более активно в этом участвовать. Чтобы понять, хотят ли этого наши сотрудники и готовы ли они к этому, мы организовали воркшоп, на который пригласили 25 человек разных функций, разных поколений, из разных подразделений. В результате трехдневного воркшопа команда предложила несколько проектов.

Среди них был Kill Bill, внутренний проект (в названии обыгрываются разные значения слова Bill — кроме имени персонажа известного фильма Тарантино, слово Bill также означает какой-либо документ, официальную бумагу). Его идея состоит в упразднении ненужных документов, процессов и процедур.

Второй проект — One Day For Good Things (Один День Для Добрых Дел). Мы решили дать сотрудникам компании один-два рабочих дня в месяц, когда они могут помогать обществу, например, украшать или убирать парки, помогать в домах престарелых.

Одним из этих проектов стал Unlimit Ukraine. Мы посчитали, что будучи большим бизнесом, можем играть гораздо более серьезную роль в развитии экономики в стране.

Как вы видите развитие и финальную часть проекта? К чему он должен привести?

Я отдаю себе отчет, что одна компания сама по себе не сможет изменить ситуацию в стране и отстроить ту экономику, на которую заслуживает народ. Но мы можем дать толчок, начало какому-то большому проекту, в который будет вовлечена большая часть интернационального или многонационального бизнеса, что в результате принесет свои плоды, и они будут ощутимы в масштабе страны. Хотелось, чтобы малый и средний бизнес стал действительно позвоночником экономики. Это может произойти за счет конкурентного преимущества, за счет того, что большой бизнес помогал бы малому и среднему развиваться. Мне кажется, что это возможно. Украине нужна качественная, работающая экосистема всех уровней бизнеса.

Какое вы видите преимущество у малого и среднего бизнеса?

Сегодня у украинского МСБ существует важное конкурентное преимущество. С одной стороны, Украина — как бы обидно это ни звучало — дешевая страна, здесь относительно низкая стоимость труда. Это плохо для людей, хотя и хорошо для производителей. Но самое важное, что при относительно низкой стоимости труда в Украине одновременно высокообразованные и квалифицированные кадры. Это уникальная комбинация. Однако, на мой взгляд, пока мало кто это преимущество использует в полной мере.

Должен ли малый бизнес конкурировать с большим или они могут быть в каких-то других отношениях?

Безусловно, он может конкурировать, хотя и не обязательно должен. Как и в любой экосистеме, эти два вида бизнеса могут успешно сосуществовать. На Западе МСБ иногда разрастается, начинает замещать и вытеснять крупный бизнес. Вспомню пример небезызвестной компании Netflix, которая начиналась как стартап, рассылая DVD с фильмами по почте. Будучи средним бизнесом, они предложили поучаствовать в своем капитале такой компании, как Blockbuster, которая в то время была гигантом на рынке. Те отказались, и, как показал опыт, серьезно просчитались. Сегодня Blockbuster — банкрот, а Netflix стал империей.

Нужно ли малому и среднему бизнесу расти до крупного?

Нет необходимости. Это, безусловно, возможно и зависит как от амбиций собственников, так и от того, масштабируема ли идея до больших размеров. Важна также роль команды и возможность привлечения человеческих и финансовых ресурсов.

Но если идея не масштабируется, это не значит, что МСБ обречен на провал и недолгую жизнь. В мире могут прекрасно существовать и работать вместе малые поставщики и большие корпорации. Или, например, возьмем рестораны и небольшие магазины. Если у них есть конкурентное преимущество и нет амбиций расти, если они хотят оставаться в своей нише — я считаю, что им не обязательно конкурировать с большими сетями, можно просто и успешно сосуществовать. Это ведь экосистема, где найдется место для всех.

Чему крупный бизнес может научить малый, и наоборот?

Ответ на этот вопрос мы получим, когда начнем более тесно общаться с малым и средним бизнесом. Но уже сейчас я могу сказать, что у большинства корпораций было достаточно времени и ресурсов для правильной организации деятельности соответственно своему бизнесу и масштабу. Поскольку компании большие, есть много узких экспертиз, на которые у малого бизнеса просто не хватает ни времени, ни ресурсов. В этой организованности процессов, узких экспертизах, которые не являются критичными, но достаточно важными для того, чтобы бизнес существовал и развивался, — финансовые консультации, юридические, консультации по дистрибуции, маркетингу. Это может быть полезно малому бизнесу.

Кроме того, крупный бизнес, особенно международный, это также доступ к глобальным трендам в менеджменте, к инновационным бизнес-идеям, современным решениям, придуманным в других странах, где присутствуют эти международные компании.

Разница между большим и малым бизнесом в том, что мы, большой бизнес, работаем в уже существующей ситуации. Мы немного ограничены в своем видении тем, в том, что постоянно делаем. Работа с малым (более гибким, быстрым, многоплановым) бизнесом — это расширение нашего кругозора, новые идеи, новые процессы. Это выход за рамки. В процессе общения у нас могут возникнуть интересные идеи по поводу продуктов или поставщиков.

Вы являетесь одним из менторов проекта. Почему готовы делиться своей экспертизой и временем?

Во-первых, мы верим в этот проект. В то, что нужно помогать развивать малый и средний бизнес, ведь это — помощь стране. Во-вторых, мы можем получить экономическую пользу: найти качественных, более конкурентоспособных, дешевых поставщиков для себя либо идеи малого бизнеса, которые мы сможем каким-то образом имплементировать у себя.

В этом проекте от Philip Morris Ukraine буду участвовать не только я. Мы привлечем других экспертов в разных областях. Все зависит от того, что будет необходимо малому и среднему бизнесу. Поэтому еще одна цель — расширить свой собственный кругозор и кругозор команды, которая будет в этом участвовать.

Чем готовы делиться со своим будущим учеником в проекте лично вы?

Безусловно, всем, что я знаю. Мотивация для меня здесь не коммерческая, а социальная, личная.

В некоторых корпорациях существуют корпоративные программы социальной ответственности. Мы же считаем, что стратегия работы с обществом не может быть чем-то отдельным от бизнеса, она должна быть полностью интегрирована в стратегию бизнеса, потому что мы являемся частью общества. Сейчас в мире набирает популярность концепция Shared Values — бизнес должен разделять ценности общества и всеми способами их поддерживать. Наша стратегия базируется на трех столпах: общество, бизнес и команда. Мы стараемся, где можем, помогать, развивать, приносить пользу обществу. Если компания не приносит ценность обществу, то ставится под сомнение вопрос ее существования.

Какие качества вы хотели бы видеть в своем подопечном? Нарисуйте портрет идеального предпринимателя.

Предпринимательство мне близко по духу. Большие венчурные капиталисты говорят, что, как правило, они не инвестируют в те проекты, которые существуют только ради денег. Человек должен быть заражен идеей, понимать ценность, которую это принесет обществу, потребителю. Кроме того, предприниматель — это человек, который живет своей идеей настолько, что не видит барьеров и проблем, а существующие преграды на пути только мотивируют его идти дальше. Если, рассказывая кому-то о проблеме, я вижу, как у человека загораются глаза, как в его мозгу начинаются процессы и он уже видит 20 способов эту проблему решить — значит, он реальный предприниматель.

Многие думают, что предприниматели — это сумасшедшие люди, которые часто рискуют, очень уверены в себе, авантюристы, идут напролом. Но это не так. Известный венчурный капиталист Джейкоб Бурак (Jacob Burak) писал, что излишняя самоуверенность — это одна из черт, которая больше всего разрушает ценности в бизнесе, потому что приводит к неправильным решениям. Поэтому хорошие предприниматели — люди осторожные, не всегда в себе уверенные, они не принимают решения сами, когда чувствуют, что у них нет достаточной экспертизы. Они полагаются на советы других, собирают правильные команды и действуют во имя идеи, ценностей.

Ожидаете ли вы, что во время проекта могут возникнуть какие-то трудности?

Безусловно. Трудности будут. Прежде всего, в законодательном плане — мы не можем поменять систему одномоментно. Тут бизнес-проекту будет сложно помочь, за исключением разве что каких-то юридических консультаций с нашей стороны.

Вторая трудность связана со спецификой большого бизнеса: здесь фокус на внутреннюю работу, достаточно узкую специализацию. И, возможно, не все участники проекта от нашей компании смогут найти правильное применение своих знаний в малом бизнесе. Тогда мы будем искать другие пути и других людей.

Был ли у вас опыт менторства?

Какого-либо формального опыта менторства у меня еще не было. Конечно, со мной часто советуются друзья или знакомые. Но в разговорах с ними обычно находишься в привилегированной позиции консультанта — советуешь, но никакой ответственности за это не несешь. В проекте Unlimit Ukraine мы будем разделять ответственность за те советы, которые мы даем. Это прыжок без страховки, но тем интереснее делать проект.

На какой масштаб проекта вы рассчитываете?

Сегодня сложно сказать, до какого размера это дойдет, все зависит от желания большого бизнеса в этом участвовать, от успехов менторства. Также зависит от медиарезонанса, сарафанного радио. И, конечно же, от законодательства. Потому что если законодательство, система в стране не поменяется, чтобы способствовать развитию МСБ, с нашими потугами и проектами мы далеко не уйдем. Возможно, наш проект тоже повлияет на это.

Готовы ли вы учредить стипендию для своего подопечного, если вам понравится с ним работать?

О стипендиях или наградах мы еще не думали. Но можем выбрать кого-то из них как наших партнеров, поставщиков услуг или товаров. Если мы увидим стоящую идею, можем даже инвестировать как компания или даже лично. Если это будет того стоить и мы будем в это верить, почему нет?

Источник