Власти Украины намеренно держали в секрете от союзников готовящееся вторжение в Курскую область, поскольку опасались, что Запад может сорвать операцию, рассказал The Economist.
«Запад сорвал две предыдущие операции [главкома Вооруженных сил Украины (ВСУ) Александра] Сырского. Одна из них попала в руки русских, а в другом случае нам было приказано ее прекратить», — пояснил собеседник издания.
По его словам, перед операцией Сырский был «на грани увольнения» из-за неудач ВСУ в Донбассе. Он готовил план атаки на российскую территорию в строгом секрете и делился планами «только с узким кругом генералов и сотрудников службы безопасности». С президентом Владимиром Зеленским он обсуждал операцию «один на один», отметил источник Economist.
Как пишет издание, рассматривалось несколько вариантов операции, в том числе отдельно атака на Брянскую и Курскую области, а также вторжение сразу в два российских региона. Главное управление разведки (ГУР) Минобороны Украины было подключено к реализации операции на позднем этапе.
Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк ранее заявил, что украинские власти обсуждали вторжение ВСУ в Курскую область с западными партнерами, но «не на публично уровне». При этом ключевые западные союзники Украины, включая США и Великобританию, ранее опровергли, что были проинформированы о наступлении ВСУ. В частности, в Белом доме подчеркнули, что не были вовлечены в планирование или подготовку атаки украинской армии на российский регион.
Зеленский назвал одной из целей операции «создание буферной зоны» на территории России и призвал западных союзников ускорить поставки военной помощи.
Президент РФ Владимир Путин посчитал атаку на Курскую область «масштабной провокацией» и пообещал «достойный ответ». «Задача перед Министерством обороны — выдавить, выбить противника с наших территорий и совместно с пограничной службой обеспечить надежное прикрытие госграниц», — сказал Путин на совещании 12 августа.
ВСУ вторглись в Курскую область утром 6 августа и по состоянию на 15 августа взяли под контроль 1150 кв. км российской территории и 82 населенных пункта. Также украинские военные могли взять в плен около 2 тыс. человек, включая солдат срочной службы.
На фоне боев на российской территории в Курской, Белгородской и Брянской областях был введен режим «контртеррористической операции» (КТО). Также на Курщине и Белгородчине объявили режим чрезвычайной ситуации (ЧС) федерального уровня.