Одним из популярных тезисов российской пропаганды в начале войны стало утверждение, что РФ буквально на несколько суток опередила операцию Украины по восстановлению контроля над ЛНР и ДНР. Про грядущее вторжение ВСУ на территорию, контролируемую самопровозглашенными республиками в декабре 2021 года много говорили российские официальные лица и пропагандисты. Например, глава Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.
«У меня складывается впечатление, что был заготовлен военный сценарий третьей попытки силой просто уничтожить людей и вернуть себе территорию. …Возможно, готовился такой сценарий военного нападения Украины на Луганск и Донецк и была проведена такая мощная информационная атака для того, чтобы сформировать мнение в мировом сообществе о том, что Россия готовится напасть на Украину», — заявила Матвиенко 27 декабря 2021 года РИА Новости.
За три дня до ее заявления выступил главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, который 24 декабря 2021 заявил: — «Украина, судя по всему, создает ударную группировку для вторжения на Донбасс с задачей в ходе блицкрига взять под контроль всю территорию ДНР и ЛНР и выйти к российской границе».
Отрабатывая эту пропагандистскую заготовку министерство обороны России 3 марта 2022 года, спустя первую неделю войны, предъявило секретные документы нацгвардии Украины, подтверждающие подготовку Киевом наступления на Донбасс в марте этого года. Речь идет о якобы секретном приказе командующего национальной гвардией Украины генерал-полковника Николая Балана от 22 января 2022 года. Приказ «Об организации подготовки батальонной тактической группы 4-й бригады оперативного назначения для выполнения боевых (специальных) задач в операции объединенных сил в составе бригады вооруженных сил Украины».
«Документ адресован начальникам Северного Киевского, Южного Одесского и Западного территориальных управлений нацгвардии Украины. В приказе, доведенном до командования органов управления нацгвардии Украины, подробно расписан план подготовки одной из ударных группировок для наступательных действий в зоне так называемой «операции объединенных сил» на Донбассе», — рассказывал официальный представитель минобороны России, на тот момент еще в звании генерал-майора, Игорь Конашенков.
Российская власть очень любит раз за разом повторять успешные для себя сценарии. Информационный шум вокруг скорого вторжения Украины в ЛДНР, вероятно, должен был повторить сценарий августовской войны 2008 года с Грузией, когда грузинское руководство было успешно спровоцировано на начало военных действий. Правда, в августе 2008-го, на границах с Южной Осетией не стояла 150-тысячная группировка российских войск. Представить себе ситуацию, в которой ВСУ решительно бросается отбивать Донецк с Луганском, зная, что рядом стоит очень серьезная российская группировка, очень трудно.
Ремейк пятидневной войны с Грузией не случился. ВСУ не предпринимали никаких агрессивных действий против ЛДНР, а в наступление перешли российские войска.
Чтобы понять, кто на самом деле готовился к войне, достаточно посмотреть на военные расходы сторон. Только по статье «Национальная оборона», Российская Федерация за период 2006—2022 годы тратила в среднем около $46 млрд ежегодно, увеличив расходы с $25,1 млрд в 2006 году до $48,6 млрд в 2021 году.
«Упор в обучении делался на действия в обороне, взаимодействие между пехотой и артиллерией, отработку работы связи и РЭБ (радиоэлектронная борьба). Много внимания уделяли разведке и действиям в тылу наступающего противника, потому что было изначально ясно, что задача ВСУ будет сдержать первый натиск, пока не вмешаются другие страны и конфликт как-то будет урегулирован. Качество нашей артиллерии позволяло рассчитывать на успешное отражение первых ударов на Востоке. К наступлению всерьез людей не готовили, если только спецназ тренировался действовать в тылу условного противника.», — рассказывает украинский штабной офицер.
Украина готовилась к обороне, что, в конечном итоге, спасло ее от поражения в первые недели войны и сорвало планы Путина на быстрый и победоносный марш до Киева.
Текст: телеграм-канал «Воля»