Украинцы мобилизуются на борьбу с новыми коммунальными тарифами

Украинцы мобилизуются на борьбу с новыми коммунальными тарифами

Пока украинцы пребывают в ожидании платежек за «коммуналку» по новым тарифам, эксперты твердят о том, что новые цены на газ, электричество и прочие бытовые блага – завышены, власть пытается заткнуть дырки в бюджете с помощью населения, а широко анонсированные субсидии и компенсации все еще остаются планами и заявлениями. С 1 апреля в Украине существенно выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Только газ подорожал минимум в 3,5 раза (при условии потребления до 200 «кубов» в месяц). Цены на электроэнергию выросли на 20%, на тепло - на 73%.

Как отметил в интервью группе «ИС» замдиректора общественной организации «Публичный аудит» Андрей Вигиринский, власть обязана объяснить людям, почему они должны оплачивать коммунальные услуги именно по таким тарифам, а также разъяснить, какое отношение к скачку цен имеет Международный валютный фонд.

«Пусть власть даст свое заключение – исполнительная, законодательная – о том, что, действительно, тарифы, которые предлагают населению, являются обоснованными. Наши запросы уже направлены всем главам депутатских фракций, спикеру, в профильные комитеты. Если тарифы таки признают обоснованными, мы пойдем в суд, чтобы оспорить решения НКРЭ», - отмечает Вигиринский. «Публичный аудит» инициировал проект «Тарифная мобилизация», в рамках которого общественные активисты намерены провести огромную работу и защитить украинцев от необоснованно завышенных тарифов, используя для этого все доступные в рамках правового поля механизмы.

На днях Верховная рада Украины поддержала создание Временной следственной комиссии по расследованию причин завышения тарифов за коммунальные услуги. Это – один из шагов к тому, чтобы внести ясность в этот вопрос и добиться установления обоснованных цен на электричество, газ, воду и прочие жилищные блага. О том, какими должны быть обоснованные тарифы на «коммуналку», как правительство планирует поднимать цены в дальнейшем, и что действительно рекомендовал Украине МВФ, Андрей Вигиринский рассказал в интервью группе «ИС».

Вы действительно думаете, что суд может вынести справедливое решение по тарифам?

В данном случае суд будет справедливым, потому что судьи такие же люди, может, с более высоким уровнем дохода. Думаю, льготы к ним не применяются – достаточно посмотреть на машины и имущество, которые есть у их семей.

К слову, о льготах и субсидиях – существует ли прозрачный механизм их получения и оформления?
Исходя из того что и вас, и меня интересует этот вопрос, значит прозрачным и понятным его уже назвать нельзя. Бланки деклараций и заявлений, по состоянию на сегодня, доставлены только в Житомирскую область, с ними еще не работали даже те, от кого будет зависеть судьба решения о предоставлении субсидии. Соответственно, власть полностью провалила подготовительную и информационно-разъяснительную работу с населением. Нужно понимать, что люди, которые будут заполнять документы, зачастую далеки от экономики, бухгалтерии и юриспруденции, ошибки неизбежны, вопросы тоже. Даже если представить, что в один момент бланки доставят всем потребителям, и они побегут в соответствующие центры с заполненными документами, очереди, нервы, отказы, начнутся уже после майских праздников.

Нам анонсировали, что все сведения, отраженные в декларации, будут проверяться органами госвласти, что людям не нужно будет бегать за справками. Нагрузка на органы контроля по предоставлению информации в отношении 15 млн человек, время для ответов, обработка информации – это затянется на месяцы. Потом пойдут отказы в предоставлении субсидий, массовое недовольство населения. А хуже всего, что все это время потребитель будет в неведении, получит он субсидию на год или нет, если нет, то разницу ему придется оплачивать. А как вам нравится основание для отказа в субсидии, если вы в течение года оплатили товар или услугу на суму больше 50 тыс. гривен, при том курсе, который нам «дарил » в течение года НБУ, были моменты, когда это было 1 300 $. Это роскошь?

Как думаете, много граждан захотят присоединиться к инициативе вашей организации по борьбе с завышенными тарифами?

Количество людей, которые не удовлетворены (и обоснованно не удовлетворены!) такой тарифной политикой, очень весомо. Если судебный иск будет коллективный, по регионам, по городским судам, от ста, двухсот человек, от общественных организаций, не думаю, что судьи пойдут на то, чтобы (при наличии законных оснований) оставить в силе решение о повышении тарифов. Тем более, что объективно это повышение не обоснованно. Оно слишком значительное.

В Европе, куда мы стремимся, тарифы на «коммуналку» значительно выше, чем в Украине.

Вы правы. Но мы не Европа. Нам анонсировали безвизовый режим, нам анонсировали, что мы будем жить, как в Европе. Если ваша зарплата или пенсия будет составлять 300-500 евро, то вы будете платить 50 евро за газ? Будете. Потому что это будет соответствовать вашему доходу.

Нельзя поднимать одну планку – приводить тариф в соответствие с европейским. Приведите доходы в соответствие, и мы будем платить. Есть еще экономическая составляющая – в странах Европы нет собственной добычи энергоносителей, которая бы перекрывала их нужды. Рынок обеспечивается исключительно импортом, и тариф высокий – это экономически обосновано.

В Европе есть разные категории домов, особенно по энергопотреблению – категории «А», «А+», «В» - в зависимости от этого устанавливаются разные тарифы. Чем ниже категория энергосбережения, тем тариф выше. Государство, таким образом, стимулирует и строителей, и жителей домов к тому, чтобы утепляться, менять окна, ставить энергосберегающие котлы, LED-освещение. Перейдите в другую категорию, экономьте – будете платить меньше.

Это цивилизованный подход к решению вопроса. У нас нет на сегодня подготовки населения к такому подорожанию. Ни на стадии доходов, ни на стадии условий жизни. Перевести частное домовладение на котел на альтернативном топливе – это несколько тысяч евро. Не у всех найдутся такие деньги. Была озвучена инициатива – компенсировать такие расходы. Но она так и осталась инициативой, а тарифы уже действуют!

Вернемся к вопросу с МВФ. Действительно ли драконовское повышение тарифов – это требование Фонда?

По программе Stаnd by предусматривалось постепенное повышение тарифов – это обязательства, которые брала на себя Украина. Первый этап повышения произошел весной прошлого года, потом повышение должно было быть постепенным – 20, 40% и не было настолько резким. В этом году – и это проблема информационного разъяснения – подписаны обязательства страной Украиной (подписаны президентом, представителями ВР, профильных министерств, НБУ). И это Украина написала: «Мы поднимем цены на газ». Я ознакомился с текстом, который размещен на официальном сайте МВФ. К сожалению, многие не могут этого сделать – нет даже минимальной версии на украинском языке ни на одном сайте государственных ведомств Украины. Люди не могут узнать, что, на самом деле, страна должна сделать, чтобы получать кредиты МВФ. Мы узнаем все только со слов спикеров от власти, которые твердят – «МВФ потребовал». Ничего подобного. МВФ потребовал вывести из убыточности НАК «Нефтегаз». В прошлом году дефицит этого предприятия компенсировался за счет печатания денег. Были выпущены гособлигации для дополнительной капитализации, более 100 млрд гривен. НБУ их успешно выкупил, затем деньги зашли в уставной фонд НАК. НАК за эти деньги купил доллар у того же Нацбанка, уменьшив, тем самым, золотовалютные резервы. Что, в свою очередь, повлекло то, что мы имеем сегодня с курсом. 300% девальвация гривны. Как при такой девальвации можно говорить людям платить рыночную цену и привязывать эту цену к валюте?

МВФ говорит: у вас дыра в бюджете, и называется она НАК «Нефтегаз», делайте с ней что-то. Она съедает все возможные и невозможные доходы. Долго думали, и пришли к тому, что дыру нужно закрыть населением.

Каким должен быть обоснованный тариф на газ, учитывая, что население на 90% обеспечивается газом, добытым в Украине?

Надо начинать не с того вопроса, сколько стоит газ для населения, а сколько население его потребляет. В разное время разные должностные лица описывали совершенно разное видение объемов потребления – кто-то называл 18, кто-то 20 млрд кубов в год. В свое время Владимир Гройсман сказал, что потребление нужно уменьшить на треть, потому что нормы для тех категорий населения, которые не используют счетчики, завышены именно на треть. И эта треть продается облгазами промышленным потребителям, которые уже более двух лет платят за газ рыночную цену. Она привязана к импорту и в свое время превышала 300 долларов. Эта треть – 3 или 4 млрд кубов – покупается в «Укргаздобыче» по цене, как для населения, идет по балансу как использованная населением, а на самом деле продается коммерческим предприятиям. Это – сверхприбыли. За счет этого появляются доходы, машины, дачи, квартиры – все то, что считается проявлением коррупции во власти. Доказать это очень сложно.

Потребности населения могут быть полностью обеспечены газом, добытым в Украине предприятием «Укргаздобыча». Единственное, что нужно для того, чтобы все это поняли, нужно зайти в каждый облгаз и проверить и балансы – что куда ушло, сколько людям, сколько на потери, сколько предприятиям. Нужно показать реальные цифры. Но это не выгодно, потому что таким образом убираются сверхприбыли.

Так сколько же должен стоить украинский газ для украинцев?

В РФ себестоимость добычи газа – без ренты 25-30 долларов. Такая же она и у нас. Сегодня «Укргаздобыча», с учетом ренты, ставит цену 1590 грн за тысячу кубометров. По ней «Нефтегаз» покупает у «Укргаздобычи» газ и дальше продает его населению, облгазам и так далее. В этих 1590 уже находится рента – 70%. Если ее убрать, получится себестоимость, как в РФ – около 30 долларов. Вопрос – нужна ли такая рента? Сомнительно. Если нам говорят, что субсидии будут финансироваться из поступлений от рентных платежей, и это основание для повышения ренты, то это обман населения. Человек платит за газ и получает субсидию из своих же платежей.

Вернемся к цене газа. Есть 30 долларов. Есть рента. Цена 1590 грн, установленная НКРЭ, включает это. В ней – норма прибыли размером в 100 грн. Вопрос ликвидности «Укргаздобычи» решен, есть даже прибыль. Теперь транзит, как составляющая себестоимости газа. Общая составляющая транзита – примерно 700 грн. Выходит 2300, плюс НДС и целевая надбавка 22%. Итого – 2700-2800. Это цена, которая не является убыточной ни для добывающего предприятия, ни для «Укргтансгаза», ни для облгазов, не является убыточной и для бюджета, так как надбавку и НДС платят конечные потребители.

Так откуда же взялся тариф 3600? Или 7188? Это то, что возмущает всех – имея такую стоимость газа для конечного потребителя, как 2800, завышать ее в три раза.

3600 - это цена, которая действует (тоже надо разъяснять людям) в отопительный сезон для 200 кубов в месяц. И действует эта цена с 1 октября по 1 мая. Весь остальной период – 7200. Не забываем, все, что больше 200 кубов – это 7200 в любое время года. Заявления о том, что основная часть населения потребляет в рамках 200 кубов – неправда. Этот норматив не охватывает основную массу потребителей.

Пусть объективная цена будет 3000. Откуда берутся 7200? Вернемся к вопросу дефицита. Маржа, которая образовывается (помним, что часть денег ушла добывающему предприятию, часть за транзит, часть поставщику, налоги) – 5000 гривен – остается в НАК «Нефтегаз». В меморандуме, подписанном с МВФ, четко сказано – повышение тарифа приведет к тому, что НАК сможет оставлять себе в первом случае около 2000 гривен, во втором – 5000. За счет этих сумм к 2017 году будет убран дефицит НАК «Нефтегаз». И это бумага не та, которую МВФ потребовал, это то, что наша власть предложила Фонду – за счет повышения тарифа к 2017 году вывести НАК из убыточности.

Нужно ли нам такое предприятие? Зачем? Это «прослойка» между добывающим предприятием и поставщиком. Есть «Укргаздобыча», «Укртрансгаз», облгазы, которые могут взаимодействовать и без НАК. Зачем он нам? Ездить за границу, подписывать контракты для промышленных потребителей? Население же обеспечивается газом национальной добычи. Собственники облгазов сами могут договориться с иностранными предприятиями об импорте газа для своих нужд – коммерческим структурам всегда проще договориться. НАК «Нафтогаз» дает нам только дырку в бюджете, о чем и говорят в МВФ.

Как будут расти тарифы дальше?

С 1 апреля 2016 г. 3600 за газ не будет. Будет только 7200. Правительство обязалось к 2017 году довести стоимость газа национальной добычи (помним цифру 1590 грн) до 150 долларов. И по этому тарифу Украина, имея собственную добычу газа, придет к расценкам Европы, которая его только импортирует.

Людям нужно объяснять, почему стоит повышать тарифы, а повышать – разумно. Цифры, которые мы вывели, они все с запасом, они включают прибыль. И позволят вывести НАК из убыточности, скажем, в 2018 году. Нельзя то, что много лет работало в минус, за короткое время, в период кризиса, сделать прибыльным.

Сейчас создается горячая линия, страницы в социальных сетях, колл-центр. Каждый должен на своем уровне – города, села, области, заниматься этим вопросом. Если начнется массовое волнение (все в рамках правового поля), мы сможем добиться справедливости. Если власть хочет, чтобы мы платили рыночную цену, пусть обоснует тарифы.

Мы готовим бланки, во-первых, на предоставление информации – люди должны знать, за что и сколько они платят. Как я уже говорил, есть досудебные способы урегулирования ситуации. Где наш Антимонопольный комитет, где прокуратура? Мы разрабатываем бланки обращений, результат должен быть в течение месяца. В зависимости от него, а также о того, как пройдет заседание временной следственной комиссии ВР (к деятельности которой будут приобщены специалисты технические и в области аудита), придут ответы от органов контроля во всех регионах. Если решение о повышении тарифов будет признано необоснованным, то монополисты никуда не денутся – пересчитают тарифы. Это нужно делать сейчас, весной и летом, пока потребление энергоносителей не настолько высокое

Если власть не одумается и не отсрочит повышение, то будем прибегать к судебному порядку. Нашим специалистам несложно будет сделать бланк иска, который мы разошлем по всем регионам. Параллельно этому люди объективно не смогут платить за «коммуналку».

Источник: http://sprotyv.info/