Можно ли выехать из Украины в период карантина? Еще несколько недель назад был актуален совершенно другой вопрос — можно ли въехать? Тысячи украинцев, которые остались без работы в европейских странах, стремительно погружающихся в карантин, стремились вернуться на родину, а украинскому правительству, уже заявившему о прекращении авиасообщения, пришлось организовать спецрейсы для возвращения гастарбайтеров. И, кстати, всплеск эпидемии коронавируса в стране, особенно в западных ее областях, был во многом связан с тем, что одновременно приехали тысячи людей из Италии, Польши и других государств, причем многие уже были инфицированы.
Спустя всего несколько недель людей интересует прямо противоположное — можно ли выехать? У европейских государств возникла необходимость в сезонных работниках, и появились чартерные рейсы для их доставки в страны, предоставившие им контракты. Но уже второй такой рейс, в Лондон, был неожиданно заблокирован пограничной службой Украины.
Утверждалось, что сделано это по распоряжению МИДа — но МИД эту информацию опроверг. После скандала самолет все же вылетел с девятичасовой задержкой, зато возник вопрос – а готова ли Украина разрешать своим гражданам уезжать? И возник он отнюдь не только у обывателей, но и у послов стран Евросоюза и США, встречавшихся по этому поводу с премьер-министром Денисом Шмыгалем, который заявил, что было бы полезно оставить в Украине вернувшихся из-за пандемии людей.
После встречи с дипломатами чиновники один за другим стали уверять, что ни о каком запрете на выезд речи нет. Президент Владимир Зеленский заявил, что «рабства в Украине нет». Вице-премьер Вадим Пристайко рассказал, что правительство уже провело переговоры с властями Австрии, Финляндии и Израиля, и собирается консультироваться с представителями Польши, Германии и Чехии. Но Киев требует, чтобы работодатели давали контракты, как минимум, на три месяца и гарантировали обеспечение отъезжающих жильем и страховым полисом. Только при таких условиях, подчеркнул президент Зеленский, Украина «отпустит граждан на работу».
Ключевым тут, конечно же, является слово «отпустит», напоминающее о знаменитых советских «выездных визах». О существовании таковых сам Зеленский может и не знать, но как-то инстинктивно он пришел к «нужному решению». Получается, что в сложившейся ситуации государство решает за гражданина, можно ему ехать или нет, хорошие у него документы или не очень. О людях, которые просто хотят уехать из страны без контракта, тут можно просто не вспоминать.
Цинизм ситуации в том, что формально украинские власти ничего никому запретить не могут. Но они закрыли целый ряд пограничных пунктов, в том числе и во всех аэропортах. А через наземную границу украинский гражданин просто так не проедет, из-за закрытой территории стран Шенгена. Остается улететь из закрытого аэропорта на чартере для работников, но это невозможно сделать без согласия украинского бюрократа. И как в старые добрые времена, вы превращаетесь в обычного крепостного без паспорта!
Может возникнуть вопрос – а зачем это украинской власти? Ведь карантин и экономический кризис, который в Украине начался еще до эпидемии, лишает средств к существованию не только сезонных работников, но и многих других украинцев, которые не собирались никуда уезжать! Как и во многих других странах, сфера услуг и туризма в буквальном смысле слова лежат в руинах. Скоро государство уже не сможет исполнять свои социальные обязательства. Казалось бы, нужно радоваться каждому человеку, который поедет работать за границу и пришлет деньги семье – тем более, что в сложившихся условиях многие страны не так уж и нуждаются в услугах иностранцев. Но не тут-то было!
Одним из главных предвыборных обещаний Владимира Зеленского было возвращение работающих за границей украинцев домой. Как и, самое главное, зачем это делать, будущий президент не знал. Но прочувственно произносил слова, написанные сценаристами его предвыборной кампании. Однако прошел год со времени его избрания, а украинцы даже и не думали возвращаться. И тут…
И тут случилась эпидемия. И они поехали – не все, конечно, но многие. И каждый отъезд в обратном направлении президент может считать своим личным поражением. А чиновники, разумеется, подстраиваются под его представления о жизни, зачастую, далекие от реальности. Потому что никто из них вообще не знает, что с этими людьми делать.
Ведь уехали люди не от хорошей жизни, а из-за отсутствия рабочих мест и достойных зарплат. А сейчас будут исчезать и те рабочие места, которые были, когда они уезжали, и уменьшаться зарплаты, которые их и до отъезда не устраивали. И вернувшиеся гастарбайтеры будут конкурировать за оставшиеся места с другими безработными. Так, может быть, лучше помочь им уехать и заработать на жизнь?
Но в этом случае и президенту Зеленскому, и его сотрудникам пришлось бы вернуться из телесериала в скучную и неприветливую реальность своей беднеющей на глазах страны, с ее новыми экономическими и эпидемиологическими проблемами. Если этому возвращению не содействовали ни продолжающаяся война с Россией, ни пандемия — то, наверное, встреча с реальностью уже не состоится.
По крайней мере, до открытия украинских аэропортов.