"Украинцы все еще верят в сказку о красивой жизни" - Екатерина Макаревич

"Украинцы все еще верят в сказку о красивой жизни" - Екатерина Макаревич

«Красиво жить не запретишь» – это один из основных принципов украинской жизни, который сохранился здесь еще с советских времен

Когда я только переехала в Киев, то обратила внимание, как часто на дорогах можно встретить внедорожники и джипы. Это было по-настоящему странно, поскольку город славится небольшими улочками, да и отсутствие парковочных мест делает неудобным владение большими автомобилями, которые занимают много места и к тому же затратны по количеству бензина. Помню, первая моя мысль тогда была такая, что вот мол, а еще жалуются, что страна бедная.

Но на поверку все оказалось несколько глубже, чем я ожидала.

Спросив своих киевских друзей, я выяснила, что дело не только в любви украинцев к большим автомобилям, но и в том, что дорогая иномарка – и желательно, чтобы это был джип – дает ее владельцу ощущение значимости и важности, добавляя, таким образом, дополнительные баллы к его социальному статусу. Причем необязательно владелец внедорожника – миллионер, живущий на широкую ногу.

Желание приподнять свой статус и чувство собственного достоинства за счет материальных предметов роскоши и при этом жить экономно – это, наверно, самое странное для меня открытие об украинцах.

Безусловно, этим страдают не все – скорее, такое отношение к материальным благам характерно для людей старшего возраста, что, конечно, неудивительно, ведь они выросли при советской системе, тем самым переняв своеобразные навыки бедняков, которые, получив деньги, делают что? Правильно, окружают себя несметными богатствами, чтобы забыть о временах, когда они жили за чертой бедности.

Но это средний класс, а вот для украинской политической элиты жить на широкую ногу и владеть здоровым автомобилем, напоминающим катафалк – это часть имиджа мужа государственного.

Лидировал в таком отношении к роскоши, безусловно, Янукович с золотыми батонами как символами значимости.

Но он сбежал, а зараза осталась. И пока это то, что очень сильно отличает украинцев от европейцев.

Была я как-то на Всемирном форуме демократии в Страсбурге. И когда мы с группой делегатов стояли на трамвайной остановке, чтобы доехать до Совета Европы, я обратила внимание на автомобили, стоящие на парковке. Больше половины всех машин были хэтчбеки. Маленькие, удобные и, главное, юркие для небольших улочек, которыми так богат Страсбург. А ведь это город чиновников. Но для них автомобиль – не роскошь и средство поднять свой статут для окружающих, а просто средство передвижения.

Так или иначе, материальная составляющая все еще очень важна и во взаимоотношениях между людьми в Украине. Один мой друг признался, что здесь до сих пор многие следуют принципу «ты мне – я тебе».

Причем если на бытовом уровне это кажется совсем безобидным, то на государственном уровне этот принцип работает несколько иначе. Ни один политик или чиновник не может использовать свое влияние без выгоды для других. Видимо, в этом и была одна из многочисленных причин поражения Януковича. Он стал использовать свое влияние для решения своих же проблем, забывая о незыблемом правиле.

А сказка о красивой жизни, в которой одним из главных атрибутов считается наличие большого количества денег, если вдуматься, не так безобидна, как кажется, и может становиться инструментом для раскола целого государства.

Один парень из Луганска мне признался, что еще до начала военных действий, когда смотрел по телевизору российские новости, верил, что с приходом России все изменится к лучшему. Ведь картинка была такой, что Россия – страна богатых людей, живущих в свое удовольствие. В реальности же этот паренек увидел лнровцев, которые принесли с собой лишь разруху, голод и смерть. А ведь так хотел сказку… Но она бывает лишь в телевизоре.

От многих крымчан, переехавших в Киев после аннексии Крыма, я тоже слышала истории о том, как жители, смотря на российских туристов, сорящих деньгами и развлекающихся на широкую ногу, думали, что в России так живут все. Захотели так же. Ок. Пришли рубли, российские пенсии, но вместе с ними и российские цены, которые оказались на порядок выше тех, которые были актуальны, когда Крым был в составе Украины.

Вот она мечта о красивой жизни, которая сыграла с этими людьми злую шутку.

Но как мне сказал кто-то из россиян, переехавших жить в Киев, можно вечно смотреть на то, как течет вода, горит огонь и… как взрослеет украинское общество.

Взрослеет, потому что старая система советских ценностей действительно отмирает. И дело не только в замене табличек или сносе символов коммунистического прошлого, а в том, что молодежь занимается благотворительными и волонтерскими проектами, участвует в политике в качестве народных депутатов – и пусть сейчас им непросто, но система уже меняется, внося небольшие, но важные коррективы.

Есть такая одесская поговорка: «Сначала ноги помой, а потом педикюр делай», которая означает, что всему свое время.

Если следовать этой поговорке, то украинцы сейчас моют ноги, смывая с себя весь груз советской эпохи. Это сложно, а для тех, кто привык жить по старым правилам, наверное, и страшно. Ведь потом просто не захочешь иметь здоровенный автомобиль только ради поднятия своего социального статуса.

Окружающие не поймут. Засмеют еще.