Украинские партизаны: Война за линией фронта

Украинские партизаны: Война за линией фронта

Пожары и взрывы на военных объектах на территории самой России, по всей видимости, становятся все более частым явлением. Во многих случаях доказательства указывают на низкий уровень противопожарной безопасности. Однако украинские силы специального назначения, похоже, нацеливаются на цепочки поставок в приграничных с Россией областях. По крайней мере, в одном случае с вертолета был нанесен удар по нефтехранилищу в российском городе Брянск. Официальные лица в Киеве отказываются комментировать эти операции. Говоря не для протокола, один из высокопоставленных сотрудников разведки сказал, что лучше поговорить со священником: «Это работа Бога. Бог наказывает Российскую Федерацию. Может быть, не напрямую. Может быть, не своими руками. Может быть, ему приходится использовать для этого вертолеты».

Подпольное сопротивление Украины на оккупированных территориях координируется подразделением вооруженных сил страны под названием Силы специальных операций (ССО). Подразделение было сформировано в 2015 году после того, как попытки партизанской деятельности потерпели катастрофический провал на ранних этапах войны на Донбассе. Бывший оперативник этого подразделения, попросивший не называть его имени, говорит, что работа делится на три части: военные действия, операции по поддержке и психологическая война. «Скажем, задача - не дать противнику перебросить дополнительные резервы в Мелитополь, - объясняет он. - ССО поручает спецназу взорвать мост, партизанам - повредить железную дорогу, а войскам психологических операций - напечатать листовки о том, что мы рядом. Так что в итоге осмеливается прийти только половина войск».

Источник говорит, что его коллеги потратили много времени на подготовку потенциальных партизан – «простых местных людей, но с секретом» - в годы, предшествовавшие войне. Он отказывается вдаваться в подробности подготовки, но говорит, что основы можно найти в «Тотальном сопротивлении», классическом руководстве по партизанскому делу, написанном в 1957 году для подготовки швейцарцев к возможной оккупации странами Варшавского договора. На веб-сайте, созданном ССО, предлагаются лайфхаки для украинских подпольщиков. Среди них советы о том, как организовать подпольное сопротивление (придерживаться принципа «только те, кто знает»), подготовить засаду (обеспечить четкие пути отхода) и справиться с арестом (сохранять спокойствие и надеяться на лучшее).

Владимир Жемчугов руководил десятками партизанских операций для Украины в своем родном Луганске в 2014-15 годах, прежде чем он получил ранение и попал в плен. Он говорит, что нынешнее сопротивление состоит из профессиональных солдат и добровольцев «60 на 40, в таком соотношении». Жемчугов, который сейчас помогает обучать добровольцев, говорит, что украинские власти поспешно заложили основную структуру повстанческого движения за несколько месяцев до начала войны. По всей стране сейчас существует сеть тайных складов оружия, конспиративных квартир и потенциальных сторонников; в некоторых случаях были задействованы криминальные структуры. Но подготовка была менее тщательной, чем могла была бы быть. Очевидно, что эти усилия подорвали чиновники, которые позже переметнулись на сторону России. «Службы безопасности и полиция оказались нашим самым слабым звеном».

Как и в 2014 году, когда началась война на востоке Украины, российские спецслужбы, похоже, получили в свои руки секретные военные базы данных. В Херсоне российские офицеры посещают дома украинцев, служивших в армии. Тех, кто не успел сменить адрес, задерживают, избивают, пытают и даже хуже. «Эта работа не всегда полезна для здоровья, - говорит источник в ССО. -  Риски реальны, и это не так просто». Похоже, что Россия также наращивает усилия по подавлению украинского сопротивления, увеличивая количество арестов и демонстративных наказаний. Но перехваченные украинскими службами безопасности записи свидетельствуют о том, что нервы некоторых российских солдат на пределе. «Каждую чертову ночь мы сражаемся с диверсионными группами, которые приходят в деревню, - говорит один солдат своему другу в телефонном разговоре. - Некоторым из нас надоело. Мы уходим отсюда».

Иван Федоров, мэр Мелитополя, был похищен оккупационными войсками и освобожден 16 марта в результате обмена пленными. Он сказал, что украинское сопротивление будет продолжать привлекать новых членов, несмотря на риски. Только один из десяти жителей Мелитополя перешел на другую сторону, и это не критическая масса, считает он. Но истинную силу украинского сопротивления можно будет проверить только на новом этапе войны: если западное оружие поступит в достаточном количестве, Киев надеется начать контрнаступление, чтобы вернуть юг страны. Немногословный офицер разведки предсказывает, что подпольная армия Украины окажется большим преимуществом. Он считает, что войска Путина будут вынуждены отступить. «Русские смогут написать еще одну «Войну и мир». Я всегда очень любил Толстого».