"Украинский Евразийский степной коридор" - Алексей Кущ

"Украинский Евразийский степной коридор" - Алексей Кущ

Евразийский украинский степной коридор, соединяющий Китай и ЕС, может полностью восстановить транзитивность Украины как страны - моста и страны - хаба между Европой и Азией.

Преимущество данного направления для Украины - коридор проходит по территории либо нейтральных к Украине стран, либо дружественных: Казахстан, Азербайджан и Грузия

Все три государства поддерживают территориальную целостность Украины на международном уровне.

Украинский Евразийский степной коридор практичкски полностью совпадает со Срединным маршрутом Нового шелкового пути Китая в рамках китайского геополитического проекта Один пояс - Один путь.

На данный момент Китай развивает три коридора Нового шелкового пути:

1. Северный - через РФ и Беларусь. Преимущество маршрута для Китая: равнинная территория, один межгосударственный переход, один тип колеи, развитая сеть железных дорог, унифицированное транспортное право, отсутствие морской перевалки.

Но есть одно "но". Огромные геополитические риски, в том числе, в виде санкций.

Пропускная способность маршрута - 15 млн тонн в год с возможностью увеличения до 25 млн тонн.

2. Южный маршрут через страны Средней Азии, Иран и Турцию.

Преимущества - отсутствие морской перевалки.

Недостатки: два типа колеи, шесть межгосударственных переходов, слабая развитость сетки железных дорог, отсутствие унифицированного транспортного права и геополитические риски в Иране.

Пропускная способность 2 млн тонн с возможностью расширения до 10-15 млн тонн.

3. Срединный коридор через Казахстан, порты на Каспии, Азербайджан и Грузию.

Далее - три варианта: Румыния, Турция или Украина.

Пропускная способность - до 10 млн тонн с возможностью расширения до 25 млн тонн, что сопоставимо с Северным маршрутом.

Дунайские порты Украины и Румынии тут прямые конкуренты, плюс фактор дноуглубления дельты Дуная.

Китай уже начинает строительство в Грузии глубоководного порта.

Недостатки маршрута: две морские перевалки, обмеление и навигация по Каспию.

Среди плюсов - все страны сейчас геополитически стабильны, без рисков санкций.

Почему Украина может выграть конкурентую борьбу у Румынии за право принимать Срединный коридор?

Кроме дунайских портов у нас есть мощные одесские порты.

Кроме того, Румыния связана ограничениями ЕС, которая после кейса с Черногорией, неформально запрешает своим членам создавать совместно с Китаем инфраструктурные проекты.

У Украины таких ограничений нет.

Украина может предложить транспортную интеграцию в Срединный коридор дунайских и одесских портов, дноуглубление дельты Дуная и строительство из Одессы к западной границе новой ветки железной дороги на европейской колее.

С учетом перспектив таможенного безвиза с ЕС, Украина может создать в Одессе мультимодальный логистический и таможенный раздаточный хаб, который будет принимать морские грузы и отправлять их в ЕС транзитом, без прохождения таможенного контроля на украинско-польской границе (таможенный контроль грузов будет осуществляться лишь один раз в порту).

Одесса и дунайские порты в таком варианте превращаются в Восточные Ворота Европы, как когда-то Антверпен для Европы стал Воротами Западными.

Подобная транзитивность в будущем будет способствовать формированию в Украине нового типа капитала развития, как в свое время это произошло с Бельгией.

Фактор Антверпена как Ворот европейской цивилизации хорошо описан историком и философом Броделем.