Евразийский украинский степной коридор, соединяющий Китай и ЕС, может полностью восстановить транзитивность Украины как страны - моста и страны - хаба между Европой и Азией.
Преимущество данного направления для Украины - коридор проходит по территории либо нейтральных к Украине стран, либо дружественных: Казахстан, Азербайджан и Грузия
Все три государства поддерживают территориальную целостность Украины на международном уровне.
Украинский Евразийский степной коридор практичкски полностью совпадает со Срединным маршрутом Нового шелкового пути Китая в рамках китайского геополитического проекта Один пояс - Один путь.
На данный момент Китай развивает три коридора Нового шелкового пути:
1. Северный - через РФ и Беларусь. Преимущество маршрута для Китая: равнинная территория, один межгосударственный переход, один тип колеи, развитая сеть железных дорог, унифицированное транспортное право, отсутствие морской перевалки.
Но есть одно "но". Огромные геополитические риски, в том числе, в виде санкций.
Пропускная способность маршрута - 15 млн тонн в год с возможностью увеличения до 25 млн тонн.
2. Южный маршрут через страны Средней Азии, Иран и Турцию.
Преимущества - отсутствие морской перевалки.
Недостатки: два типа колеи, шесть межгосударственных переходов, слабая развитость сетки железных дорог, отсутствие унифицированного транспортного права и геополитические риски в Иране.
Пропускная способность 2 млн тонн с возможностью расширения до 10-15 млн тонн.
3. Срединный коридор через Казахстан, порты на Каспии, Азербайджан и Грузию.
Далее - три варианта: Румыния, Турция или Украина.
Пропускная способность - до 10 млн тонн с возможностью расширения до 25 млн тонн, что сопоставимо с Северным маршрутом.
Дунайские порты Украины и Румынии тут прямые конкуренты, плюс фактор дноуглубления дельты Дуная.
Китай уже начинает строительство в Грузии глубоководного порта.
Недостатки маршрута: две морские перевалки, обмеление и навигация по Каспию.
Среди плюсов - все страны сейчас геополитически стабильны, без рисков санкций.
Почему Украина может выграть конкурентую борьбу у Румынии за право принимать Срединный коридор?
Кроме дунайских портов у нас есть мощные одесские порты.
Кроме того, Румыния связана ограничениями ЕС, которая после кейса с Черногорией, неформально запрешает своим членам создавать совместно с Китаем инфраструктурные проекты.
У Украины таких ограничений нет.
Украина может предложить транспортную интеграцию в Срединный коридор дунайских и одесских портов, дноуглубление дельты Дуная и строительство из Одессы к западной границе новой ветки железной дороги на европейской колее.
С учетом перспектив таможенного безвиза с ЕС, Украина может создать в Одессе мультимодальный логистический и таможенный раздаточный хаб, который будет принимать морские грузы и отправлять их в ЕС транзитом, без прохождения таможенного контроля на украинско-польской границе (таможенный контроль грузов будет осуществляться лишь один раз в порту).
Одесса и дунайские порты в таком варианте превращаются в Восточные Ворота Европы, как когда-то Антверпен для Европы стал Воротами Западными.
Подобная транзитивность в будущем будет способствовать формированию в Украине нового типа капитала развития, как в свое время это произошло с Бельгией.
Фактор Антверпена как Ворот европейской цивилизации хорошо описан историком и философом Броделем.