Летом 2021 года маленький и, кажется, неважный городок на востоке Украины неожиданно попал в заголовки международной прессы. Это произошло не из-за очередной российской эскалации вооруженного конфликта или вызванных им страданий мирного населения. В фокус репортажей попало решение придать городку новое название – Нью-Йорк. Многие были удивлены этим причудливым решением. Однако на самом деле оно полностью соответствует многонациональному прошлому этого региона.
Украинский Нью-Йорк расположен в Донецкой области почти на линии разграничения. Поселок был основан в конце XIX века немецкими колонистами. По местной легенде название города было выбрано из-за того, что жена одного из основателей происходила из Америки. Город назывался Нью-Йорком до 1951 года. Тогда усиление Холодной войны подтолкнуло советскую власть к смене названия на Новгородское.
Местные стремились противостоять кремлевской пропаганде, изображавшей весь регион исторически российским
После начала российской агрессии в 2014 году увеличилось количество призывов вернуть городу первоначальное название, ведь местные стремились противостоять кремлевской пропаганде, изображавшей весь регион исторически российским.
«Если мы изменим название, то сможем показать всему миру, что наш город не связан с Россией. Наша история – это не российская история; это наша европейская история», – заявила местная активистка Кристина Шевченко в разговоре с Euronews.
Сейчас этот город с 12-тысячным населением официально переименован в Нью-Йорк и берет все от своей привлекательной идентичности. В течение последних нескольких месяцев в городе прошел литературный фестиваль и альтернативный Нью-Йоркский марафон, призванный привлечь внимание к российской агрессии. Город также вдохновил франко-швейцарский журналистский дуэт Себастьена Гобера и Нильса Аккермана к написанию недавно опубликованной книги. Пока не удалось подтвердить слухи о том, что вскоре город попытается зарегистрировать бренд «Маленькое яблоко».
Эта история восточноукраинского города, основанного немцами и названная в честь Нью-Йорка, является своевременным напоминанием о забытом многонациональном наследии региона. С начала индустриализации и до первых десятилетий двадцатого века восточная Украина была Диким востоком Европы и привлекала разных промышленников, предпринимателей и авантюристов со всего континента. Они основывали преуспевающие общины и целые города.
К сожалению, эту увлекательную историю смыли тоталитарные волны двадцатого столетия. На ее место пришел культивируемый Москвой миф о Восточной Украине как части неделимых земель российских предков.
Президент России Владимир Путин является главным фанатом этой псевдоисторической чепухи. Он основывал на нем заявления, ставящие под сомнение легитимность международно признанных границ современной Украины. Искусственные концепции российского происхождения восточной Украины играли ключевую роль в попытках Москвы с 2014 года оправдать свое военное вмешательство.
Очень отличной выступает настоящая история тех времен, которые сформировали восточную Украину. На это указывает хотя бы то, что ныне оккупированные Луганск и Донецк были основаны британцами. Валлийский бизнесмен Джон Юз основал Донецк в 1869 году. В конце XVIII века был основан Луганск, приписываемый англичанину Чарльзу Гаскойну. Интересно, как эти двое британских пионеров отнеслись бы к попыткам Кремля искривить память об их особом наследии.
Ныне оккупированные Луганск и Донецк были основаны британцами
Тем временем уже упомянутые немцы из Нью-Йорка были отнюдь не единственным национальным сообществом, процветавшим на востоке Украины во второй половине XIX века. В регионе увеличивалось состояние европейских промышленников, поэтому население региона тоже росло.
Бельгийцев было так много, что в 1896 году был запущен специальный поезд, который 65 часов ехал из Брюсселя в Днепр. В преддверии Первой мировой войны в царской части Украины было семь бельгийских консульств. Большинство из них – в быстрорастущих городах индустриального Востока.
Кремлевская дезинформация продолжает формировать представление о востоке Украины как у международной публики, так и внутри Украины
После распада СССР существовал ряд независимых друг от друга инициатив, стремившихся восстановить и популяризировать эту стертую историю. Однако кремлевская дезинформация продолжает формировать представление о востоке Украины как у международной публики, так и внутри Украины. Это нужно изменить. Украинские власти должны работать с этой проблемой как с вопросом национальной безопасности, важным фронтом в гибридной войне против России.
Конечно, информационные кампании по увеличению осведомленности об исторических связях востока Украины с остальной Европой не убедят Путина в том, что он должен отступить из региона. Однако популяризация этого наследия, способная заинтриговать, может повлиять на разговоры вокруг востока и указать на пустоту в основе имперских претензий Москвы.
Вопреки заявлениям Кремля о бесспорности российской идентичности региона, восточная Украина имеет поразительное многокультурное прошлое. Когда-то люди по всей Европе считали эти земли пространством для возможностей. Сейчас пришло время возродить этот образ.