«Украинский суд. Посторонним вход воспрещен…» - Кирилл Сазонов

«Украинский суд. Посторонним вход воспрещен…» - Кирилл Сазонов

Задержание председателя Кировского районного суда города Днепр Геннадия Подберезного и его заместителя Натальи Овчаренко не стало сенсацией, но послужило очень наглядной иллюстрацией сегодняшней судебной системы. Если новая полиция постепенно очищается от просочившихся через переаттестацию старых кадров, генпрокуратура тоже активно выжимает из своих рядов «оборотней», то судебная система осталась практически в нетронутом виде. Реформу судов полностью взяла на себя Администрация президента, а радикальное очищение – не их конек.

В самом деле, на далекого от судебных реалий читателя подробности «дела судей из Днепра» может провести сильное впечатление. Как новости из далеких советских времен, которые проходили под рубрикой «Их нравы». В апреле правоохранители поймали на взятке двух судей из Днепра, одним из которых и была Наталья Овчаренко. Следствие уже на финише, скоро суд, перспективы при всей судейской взаимовыручке достаточно неприятные.

И вот подследственная заместитель председателя суда Овчаренко вместе со своим шефом Подберезным просто приезжают на прием к главному антикоррупционному прокурору Холодницкому, чтобы, дословно – «поговорить, как нормальные люди». А как говорят нормальные люди в системе украинского правосудия? Правильно – триста тысяч долларов, и мы закрываем дело.

Самый главный момент, что с точки зрения визитеров это нормальный рабочий сценарий. Так все делают. Они не видят в таких действиях ничего странного, нелогичного или плохого. Попался, заплатил, продолжай зарабатывать. И сейчас в СИЗО они мучительно пытаются найти ответ на вопрос – что, черт побери, происходит. Что пошло не так? Это та самая простота, которая хуже воровства. Это система. Где ты учишься за деньги, будучи заранее связан с Системой через родственников. Потом за деньги или по звонку ты устроишься на работу. И начнешь «отбивать» инвестиции. Не забывая делиться со старшими товарищами. Попадешься – заплатишь. В следующий раз будешь брать осторожнее. Навык приходит с опытом. Так это работало последние лет двадцать. И каста, сформировавшаяся за два десятилетия, очень хочет сохранить систему. Любой ценой. А возможности у них, финансовые и административные, достаточно широкие.

Казалось бы – очищение судебной системы провести организационно гораздо проще, чем реформу национальной полиции. И не в пример дешевле. В Украине всего восемь тысяч судей, то есть масштабы скромные. Особенно если учесть, сколько юристов ежегодно выпускают украинские ВУЗы. Можно не изобретать велосипед, а просто скопировать то, что делали в МВД с новой патрульной полицией. Набрать новых людей с юридическим образованием, потратить несколько месяцев на спецификацию, установить им высокие зарплаты и вперед. Новый украинский суд у нас в кармане. А чтобы старые кадры через суд не восстанавливались на работе, мы просто упраздняем сегодняшние суды и создаем новые. Просто поменяв одно слово в названии. И все – восстановиться в ликвидированном органе невозможно. Но тут вдруг возникли проблемы.

Самое смешное, что в отличие от старой милиции, у судей уже достаточно высокая зарплата. И отличные карьерные перспективы – с ростом стажа зарплата только увеличивается, а пенсии просто прекрасные. Все, что нам нужно – предусмотреть более жесткий контроль за судьями и набрать новых людей. А тут парадокс – даже сейчас в украинских судах недокомплект порядка 30%. Нет желающих? При таком количестве молодых юристов, высокой зарплате и престижной работе нет желающих? Так не бывает. Все дело в фильтре, через который в систему практически невозможно пробиться человеку с улицы. Опыт работы, собеседование – все выстроено таким образом, чтобы чужаки не просочились.

Посторонним вход воспрещен – рабочий лозунг. Конкурс по отбору судей в новый Верховный суд прекрасно это продемонстрировал. Знакомые все лица – большинство прошедших конкурс кандидатов ранее работали в судах, причем не первой инстанции. Судебная реформа, над которой сейчас активно работает Верховная Рада, очень мягкая. Запрос в обществе на гораздо более жесткое и радикальное решение. Но даже мягкая реформа дает шанс на очищение системы. Это как новый автомобиль, производства «АвтоВАЗа» — он на целых 40% лучше, чем ничего. А на результат мы посмотрим через год работы нового закона. Потому что оставить все как есть – крест на перспективах Украины. Ни одна реформа не будет полноценно работать в стране, где нет нормальных судов. И ситуация в Днепре ничуть не хуже и не лучше, чем по стране в целом. Средняя температура по больнице…

Кирилл Сазонов