Американское издание «The Washington Times» «уличило» Украину в поставках двигателей для китайских военных самолётов.
Интересно, что ровно год назад, в августе 2017-го американское издание "The New York Times" также "уличало" Украину в поставках двигателей RD-250 для строительства межконтинентальных баллистических ракет КНДР. При этом тогда информационная операция американских журналистов (можно догадываться, где писался ее сценарий) стала блестящим примером манипуляций: журналисты У.Броад и Д.Сэнгер сослались на доклад Майкла Эллемана, исследователя Международного института стратегических исследований (Великобритания). Тогда как сам по себе Эллеман (с 1995 по 2001 год возглавлял программу совместного снижения угрозы в России, т.е. это достаточно авторитетный источник) указывал, что двигатели в Северную Корею могли попасть с четырёх предприятий, что ранее размещались на территории Советского Союза, одно из них – украинский завод «Южмаш», а также российский «Энергомаш», и ракеты типа «Циклон», которые в начале двухтысячных закупила Россия у украинской стороны с точно такими двигателями. Однако американские журналисты указали в своей статье только украинскую сторону. Потом стало известно, что РФ долгие годы обеспечивает КНДР запчастями, топливом, учёными-ядерщиками, как вполне могла поставлять и двигатели RD-250, снятые с имеющихся у России ракет. К слову, сам Эллеман тогда поспешил опровергнуть материалы «The New York Times», сказав при этом: «Я не утверждал, что украинское правительство причастно к возможной передаче ракетных двигателей Северной Корее».
Однако по информпространству уже вовсю носился тезис: "Украина продает КНДР двигатели для баллистических ракет!". РосСМИ к его разгону приложили, понятно, особые усилия.
Так и в этот раз. Сейчас американская газета призывает президента США наказать нашу страну за то, что мы поставляем двигатели для нужд китайских ВВС – учебно-боевых самолётов «Hongdu L-15» (JL-10).
При этом американские журналисты не уточняют три важнейших момента:
1. Договоренности об участии украинских оборонщиков в китайском проекте «Hongdu L-15» были достигнуты еще в 2000 г (18 лет назад). А в 2010 году (8 лет назад) китайцы выпустили первый самолёт и заказали у украинского предприятия «Мотор-Сич» двигатели с форсажной камерой АИ-222-25Ф. То есть речь идет о сотрудничестве по проекту, история которого исчисляется уже практически десятилетиями.
2. После 2014 года и начала агрессии РФ, для Украины отказ от сотрудничества с россиянами в "оборонке" был само собой разумеющимся. А значит, на первое место вышел поиск новых партнеров. После ухода с российского рынка «Мотор-Сич» начала выходить на новые площадки, в том числе и на китайскую - в частности, для этих целей и была выпущена новейшая модификация авиадвигателя АИ-222, без российских комплектующих. При этом, как известно, Китай не находится ни под какими эмбарго и международными санкциями в плане военно-технического сотрудничества.
3. Пожалуй, самое главное. Если Украина отказывается от поставок двигателей в Китай, Россия тут же займет эту нишу, поставляя ворованные у Украины двигатели АИ-222 (выпускаемые в РФ без лицензии). Украинский производитель отмечает по этому поводу: "РФ использует изготовленные в нарушение лицензионных условий двигатели АИ-222 для установки на учебно-боевые самолеты Як-130, и постоянно предпринимает попытки организовать поставку указанных двигателей в Китай взамен украинской продукции».
Таким образом, попытка дискредитировать поставки авиадвигателей в Китай - это никак не удар по военной мощи Китая. Это удар по украинской "оборонке" в пользу "оборонки" России.
Потому кому и для чего нужны публикации, подобные распространяемым «The Washington Times» - можно смело догадываться.
Дмитрий Тымчук