В последние дни гривна продолжает укрепляться, что заставляет задуматься о дальнейшем будущем доллара и выборе валюты для сбережений.
О том можно ли рассчитывать на сильную гривну в длительной перспективе и «что может пойти не так» рассказал преподаватель Эдинбургской бизнес-школы Иван Компан.
Опыт прошлых лет
Путь развития украинской экономической и финансовой системы в который раз доказывает, что если национальная валюта и давала шансы заработать в краткосрочной перспективе, то за двадцать три года своего существования она так и не смогла стать валютой, пригодной для долгосрочных накоплений и финансовых инвестиций. Долгосрочность предполагает наличие фундамента, сильной экономики, которую мы, к сожалению, пока так и не построили. Все, чему научились — это перехватить в долг «до получки» очередного кредита от МВФ.
Под рассказы о невиданном росте и неотвратимо надвигающихся реформах правительство, не считаясь с затратами, продолжает брать в долг по самой высокой реальной процентной ставке в мире, а профессиональные финансовые спекулянты и люди, хорошо осведомленные о состоянии дел и планах правительства, уже два года пользуются этой чудесной возможностью, чтобы заработать. Краткосрочно, но много.
Между страхом и жадностью
Именно покупатели украинских облигаций, ОВГЗ, и стали творцами финансового чуда последних месяцев, укрепив гривну до опасных для экономики уровней. Но любое чудо рано или поздно заканчивается. И как, на мой взгляд, абсолютно верно написал Эрик Найман, если иностранные покупатели ОВГЗ в следующем году «не прикупят еще немного украинского госдолга, хотя бы на $4 млрд», то придется или резать бюджет, как минимум, на 100 млрд грн, или включать печатный станок.
И если дело до этого дойдет, а вероятность высока, то сухими расчетами и аналитикой о текущем счете платежного баланса гривну не защитишь — включатся эмоции, как всегда случается в моменты потрясений. В конце концов, иностранные любители украинского долга такие же живые существа, как и мы с вами. Они тоже испытывают страх и жадность, которые всегда были и будут верными спутниками взлетов и падений финансовых рынков.
В Украине фаза «жадность», порожденная нищетой и коррупцией, длится уже два года. В мире она затянулась на одиннадцать лет, и это самый длинный период роста в истории. Но рано или поздно все заканчивается, и вот-вот ей на смену придет страх, который для развивающихся рынков, подобных Украине, вполне может превратиться в ужас, как это много раз случалось в нашей финансовой истории. Когда это произойдет? Честно говоря, глядя на заявления высших украинских чиновников о будущих перспективах страны, страшновато становится прямо сейчас.
Выбор в пользу надежности
Одним из немногих лучей света стали предварительные договоренности между МВФ и Офисом президента, достигнутые в субботу. Согласно договоренностям, Офис решительно обещал не возвращать Приватбанк бывшим владельцам, а МВФ в ответ сказал, что сможет дать $5,5 млрд на три года. Дело теперь за малым — обещания выполнить. Так что, будем наблюдать, как верховная власть будет поддерживать НБУ, и какой оборот примет судебный процесс Приватбанка в Лондоне, который начнётся 10 января.
Ну, а пока «обещанного три года ждут», наверное, стоит всё-таки поменять гривны на доллары, а то, если обещания, данные МВФ, выполнены не будут, а вы останетесь с гривной на руках, то в терминологии новой власти вас могут назвать «лохом».