УРНЫ ЗЕЛЕНСКОГО

УРНЫ ЗЕЛЕНСКОГО

Привет! Да-да, ты в синих спортивках и кепарике, с клетчатой сумкой. Я тебе говорю. Помнишь, мы с тобой вместе писали мою предвыборную программу? Не помнишь? В натуре не помнишь? А как ее выполнял – тоже не помнишь? Ладно, не парься. Я тоже не помню. Прогон такой: то, что было последние полтора года – это такая демоверсия народовластия. Постанова, короче. А вот щас всё будет по-взрослому: 25 октября ты подойдешь на участок, и мы тебя душевно и чотко спросим: а шо ты реально думаешь, брат? Нам важно твое мнение. Приходи и решай. Как скажешь, так и будет. А шоб ты ничего не попутал и не забыл, будем давать по вопросу в день.

Офис президента успешно освоил новый жанр: малява от Ссаныча. Тут некоторые обиделись, что он на «ты» обращается. Напрасно. Он не к вам обращается, а к своим избирателям, а они для него – как семья по всем понятиям. К ним нельзя на «вы» обращаться – не поймут. Ну, представьте фразу «Вам, братишка, нужно принять участие в опросе по важным темам государственного устройства». В этой фразе заключена антигармония. Котелок взорваться может. А оборот «будет так, как решишь ты, потому что Украина - это ты. Приходи и решай» - он буквально звенит пацанским резонансом. Это готовый кусок для русского рэпа. Приходи и попробуй эту жизнь на вкус. Будет стрельба, и ты нажмешь на спуск.

И поэтому так и светятся глаза у президента, как ни в одном из видосиков за последние полгода. Потому что до этого ему с февраля приходилось изображать молодого, но уже слабоумного Брежнева, а тут разрешили вернуться в родную гавань Квартала. Эх, жаль Лысого нет, он бы вопросы недореферендума объявлял – во фраке, с мимикой его лица, как он умеет.

Интерес к Зеленскому угасает с каждым днем, и решили сделать ход конем. Показать фокус, закрутить интригу, как полтора года назад. Быть или не быть канабису, пацаны? Вот в чем вопрос. Но народу Гамлет на сушняке уже неинтересен. Народ в зале хочет кушать. А буфет разгромлен и разворован, и ведущего режиссеры просят тянуть время, чтобы не начали бить труппу.

Это первый ракурс происходящего: привлечение внимания к себе и отвлечение внимания от того, что творится за окном. А там переполненные больницы, падение экономики, рост безработицы, волчье правосудие, коррупция в ближнем круге Зеленского, сеть российских агентов в Офисе президента, о которой ему уже МИ-6 говорит, дырявый бюджет и перспективы запуска печатного станка. Поэтому, друзья, давайте лучше поговорим о марихуане. Вполне, кстати, неплохой ход для привлечения на участки молодых избирателей, процент лояльных к «Слуге народа» среди которых, как считают у Зеленского, выше, чем в других возрастных категориях.

Но есть и другой ракурс. Забавное совпадение. Незаконные «референдумы» в Украине проводила только Россия и Зеленский. Правда, Офис последнего после мониторинга общественной реакции сразу начал сдавать назад и выбрасывать смысловые ловушки, что, мол, это просто опрос без юридических последствий.

Действительно, никаких последствий быть не может, потому что опрос никчемен юридически и социологически. Это, разумеется, никакой не референдум, так как поклонник «реального народовластия» за полтора года так и не принял закон о референдуме – проект лежит в Раде, принятый за основу. И это не репрезентативный социологический опрос – потому что проводиться он будет только среди тех, кто придет на участки, а потому не отражает срез общества.

Как пишет уже свыкшийся с ролью сливного бачка Офиса Сергей Лещенко, «ожидается, что опрос пройдет в виде голосования своеобразными “бюллетенями”, но не в рамках избирательных участков, а в урны волонтеров возле участков. Голосование является добровольным». Браво, Сергей. Особенно доставили волонтеры с урнами, эти святые люди, которые бескорыстно любят президента. Но не будем отвлекаться. То есть, не референдум, а опрос, но почему-то все-таки «в виде голосования». И не просто голосования, а – «своеобразными бюллетенями». А зачем, Сережа, бюллетени для опроса? И зачем это «своеобразие»? Единственный ответ – для формализации процесса: чтобы в памяти у избирателей отложилось, что они за что-то «проголосовали». То есть, не опрос, а таки имитация референдума.

И оплатят эту имитацию – урны с волонтерами и тех, кто будет считать и обрабатывать данные, некие меценаты-друзья президента. А зачем им платить миллионы? Только в расчете на лояльность Зеленского, которая позволит им многократно отбить вложенное. Это коррупция в чистом виде. Нечто невиданное до сих пор: друзья президента устраивают для него потешный референдум одновременно с очередными выборами в местные советы. Этого даже Янукович не делал.

Вот только не стоит переоценивать стратегические способности этой команды. Сам ход откровенно мошеннический: об инициативе объявляется за 2 недели до ее предполагаемой реализации, вопросы не оглашаются. Однако все их решения – план с сегодня на завтра, который пишут на коленке случайные люди. Но все-таки они явно имели в виду нечто большее, чем просто пиар-аттракцион. Вопросы будут не только про каннабис. И хоть советник Ермака Миша Подоляк и уверяет, что ничего не будет про Донбасс, язык и воду в Крым, полагаем, что это не совсем так или совсем не так. А запуск вопросов по одному – он не только из-за интриги, а еще и потому, что пацаны не решили окончательно, что спрашивать, потому что и вопросов много, и страшно их задавать.

Сверхзадача этого недореферендума – снять с себя ответственность. За то, что уже натворили и за то, что еще натворят. Умыть руки. Самим себе выписать индульгенцию и отпустить грехи – бывшие и будущие. Обосновав отпущение тем, что так решил народ. Не мы такие – народ такой. Это его воля, посмотрите на результаты нашего опроса! А ещё – это местные власти гадят, мэры проклятые, мы тут ни при чем.

Недореферендум – механизм легализации наиболее токсичных инициатив власти. В первую очередь, по Донбассу и Крыму (вода). Также, возможно, языковой и земельный вопрос. Это технология политической защиты и нападения. Чтобы совать патриотам ответы «народа» о «мире с Россией», особом статусе или амнистии боевиков, а перед носом Запада, например, водить конфеткой реального снятия ограничений по земле.

А еще – важный шаг накануне отопительного сезона: фиксация в головах электората мысли о том, что в будущем повышении тарифов будут виноваты местные власти, а не центр. Кабмин уже утвердил соответствующий законопроект, почему бы эту важную мысль не донести с помощью остроумной технологии? Ну или наоборот – спросить у людей, может, откатить децентрализацию, например, в дорожном строительстве, пусть на всех откатах только Офис сидит, а мэрам курить в сторонке?

Технология, в общем отличная, и всем она хороша, кроме одного: попытка использовать общую лужайку выборов как личное отхожее место подрывает базовые основы демократии и свободы, к которым уже привыкла и вряд ли отвыкнет Украина.

Такие технологии хороши в сферическом вакууме Мордора, где избирательный участок для обнуления Путина можно организовать даже в багажнике автомобиля и тоже продлевать его не референдумом, а голосованием со «своеобразными бюллетенями». А в Украине такие действия будет восприниматься как плевок в лицо обществу. Причем тупой и бессмысленный. Тут, повторимся, бритва Хэнлона – не столько дьявольская хитрость, сколько гомерическая глупость.

Инициатива Зеленского вызвала бурю в СМИ и соцсетях, ее начали жестко разносить парламентские партии, журналисты и блогеры. Зеленский вляпался в большой скандал, из которого ему не удастся выпутаться без потерь – даже не лица и репутации, которые давно потеряны, а рейтинга. Так что ждем в ближайшие дни сакраментального: «мы не то имели в виду, Порошенко все извратил».

Страсти