Учитель: В начале 21 века в мире разгорелась пандемия короновируса. Миллионы людей заболели, многие умерли. Даже развитые по тогдашним меркам страны оказались не готовы к этой проблеме. Люди умирали из-за нехватки оборудования, тестов, лекарств. Не было в достаточном количестве даже элементарных масок и антисептиков.
Ученик: Почему так случилось? Государства были так бедны?
Учитель: Нет, просто на самое важное – здоровье людей они выделяли минимум ресурсов, меньше чем на войну и бюрократию. Крупные корпорации и олигархат присваивали себе львиную долю общественного благосостояния. Только после этой пандемии, когда на конфискованных яхтах олигархов, стали размещать госпитали для заболевших, люди поняли, что для них приоритетно.
Ученик: А кем были эти олигархи?
Учитель: В России, например, это были люди, присвоившие природные богатства страны.
Ученик: А что такое бюрократия?
Учитель: Это сообщество людей, имевших право распоряжаться общественными ресурсами и ограничивать свободу других. Бюрократия пыталась бороться с эпидемией, выведя на улицы военных и полицию.
Ученик: А военные – это что-то типа охотников?
Учитель: Не совсем. Охотники – профессиональные убийцы животных, а военные – людей. Они по приказу правящей бюрократии убивали жителей других стран или своей в случае народных восстаний. Сейчас, конечно, военных, как и охотников, больше нет, убийство не только людей, но и животных невозможно.
Ученик: Охотники ели животных, а военные - людей?
Учитель: В 20 веке уже не ели. Убивать животных и людей прекратили примерно в одно время - лет пятьдесят назад (война и охота стали достоянием истории), а есть животных в т.н. цивилизованном мире перестали через тысячелетия после запрета на людоедство. Связано это было не только с моральными проблемами, но и с развитием промышленного производства искусственного мяса.
Ученик: А что такое полиция?
Учитель: Это вооруженные люди, подчинявшиеся бюрократии и призванные поддерживать существовавший порядок, в том числе охранять собственность.
Ученик: Еще одно новое понятие. Что было собственностью, которую надо охранять от других?
Учитель: Ну, например, твоя одежда – твоя собственность.
Ученик: Ой, ну кому же она нужна? Это же моя одежда. Я сам ее придумал и послал идею вместе со сканом своей фигуры в автоматическую мастерскую. Там ее скроили, а потом готовый продукт привез мне дрон-автомат.
Учитель: Полиция еще ловила угонщиков автомобилей.
Ученик: Зачем воровать автомобили? Я привык, что можно в любой момент вызвать автоматический электромобиль, он приедет к тебе куда угодно и довезет до любой точки.
Учитель (продолжает): В результате введенного в большинстве стран карантина остановилось производство.
Ученик: А разве роботам страшна инфекция?
Учитель: Нет конечно. Но тогда было очень мало привычных для тебя полностью автоматизированных производств. На заводах и фабриках работало много людей.
Ученик: А почему нельзя было автоматизировать?
Учитель: Собственники, в основном, предпочитали нанимать дешевую рабочую силу, используя бедность большей части мирового населения.
Ученик: А разве тогда не было базового основного дохода, о котором ты мне рассказывал на прошлом уроке?
Учитель: Нет, во многих странах его ввели как раз во время пандемии, когда множество людей потеряло работу. Тогда же резко ускорилась автоматизация производства и сферы услуг. Ведь роботам вирусы не страшны. Автоматы стали повсеместно заменять людей на механической нетворческой работе. А креативный класс ушел из офисов и начал работать по преимуществу через интернет, причем зачастую самостоятельно без посредничества крупных корпораций. Образование также стало преимущественно дистанционным.
Ученик: А раньше как было?
Учитель: Раньше учащиеся ходили в специальные учреждения: школы и университеты. Непосредственно контактировали с преподавателями, которые ставили им оценки и выдавали всякие бумажки: аттестаты, свидетельства.
Ученик: Чушь какая, зачем это было нужно? Один профессор через сеть может читать лекции миллионам студентов. И зачем какие-то бумажки, если компетенцию можно проверить с помощью тестовых профессиональных программ.
Учитель: Любые цеховые сообщества пытаются сохранять свои консервативные традиции да же тогда, когда они становятся явно иррациональными.
Ученик: Спасибо, док. Давай прервемся. Я пошел играть в футбол, а тебя, извини, я выключаю.
(Ученик закрывает на своем электронном устройстве программу «Учитель истории», на ближайшие пару часов «учитель» деактивирован).