УСЛОВНАЯ СВОБОДА СЛОВА

УСЛОВНАЯ СВОБОДА СЛОВА

Любой авторитарный режим начинает свой путь с установки контроля над СМИ. По формуле «взять почту, телефон, телеграф». За сто лет поменялась форма, но не содержание. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним, что одним из первых действий Путина была зачистка тогда оппозиционного канала НТВ, рассказывавшего о Чечне и взрываемых ФСБ домах. В соседней Беларуси идут тем же путем – к идентификации пользователей Интернета, внесудебной блокировке интернет-ресурсов и лишению журналистского статуса сотрудников тех интернет-СМИ, которые не прошли процедуру государственной регистрации.

В Украине до 2014 года власть пыталась жёстко модерировать информационные потоки – через темники, через покупку и запугивание нелояльных, через самоцензуру владельцев.

Однако добиться слаженного звучания покойного хора им. Александрова, как у соседей – никогда не удавалось. Всегда кто-то пел вразнобой, слишком уж много групп влияния со своими амбициями плюс давние традиции самоуправления, заложенные еще, похоже, на генетическом уровне со времен Запорожской Сечи. И по итогу альтернативная точка зрения пробивалась наружу, и иногда даже объединяла страну – как в 2004 и в 2013.

И вот в 2019 году к власти пришли креативные ребята, которые сказали, что они сами СМИ, сами событие и сами эксперты. Показали фильм с Голобородько, и страна поверила. И вот виляющий Зеленским Богдан заявил, что журналисты больше не нужны. С народом можно общаться напрямую – путем видео за рулем Теслы, которую возят на эвакуаторе по Киеву. Правда, Богдан сам почему-то продолжил давать комментарии и интервью.

Казалось бы, если не нужны – так записывай стримы, пиши «узбагойтесь парахаботики».
И вот в интервью ВВС Богдан сообщил, что журналисты – это коррупционеры. Что, безусловно, очень интригующе звучит из уст парня, который работал на Пукшина, Портнова, Азарова, Корбана, Коломойского и, наконец, финансистов Севы Могилевича – братьев Сегалей. Если журналисты – коррупционеры, то кто тогда этот парень? Кстати, журналисты не могут быть коррупционерами, так как в отличие от Богдана, не являются чиновниками. Чего он, как юрист, не может не знать. И откуда тогда такие глубокие эмоции в адрес «коррупционеров», если СМИ и не нужны, мы сами и народ одобряет?

Потому что методом тыка Богданом креативные ребята уже поняли, что киносеанс с Голобородько можно показывать еще, ну максимум, год. А дальше нужны результаты. А запланированный рост ВВП в 3% - это немного не то, что обещал Голобородько. И как бы недовольные граждане не пересадили его обратно на велосипед вместо кортежа и не закидали кассовыми аппаратами. Это сегодня 70% одобрямса, а завтра уже селфи начнут делать со средними пальцами при просмотре всех этих видео из Теслы.

Так что, к сожалению, СМИ нужны. И журы тоже. Но отношения с ними – уже испорчены. Эффект Богдана. Заявление об отставке, хватание за плечи, вы коррупционеры, Сен-Тропе. Информационный фон действий новой власти в СМИ – латентно или явно негативный в зависимости от издания.

Что делать? Ребята вроде креативные и современные, но не придумали ничего умнее, чем создать журналистский партком – Совет по свободе слова при президенте. И раздать всем достойным партбилеты – «пресс-карты», с помощью которых можно будет аккредитоваться на мероприятия с участием президента, высших чиновников и депутатов.

Совет будет (с какого-то перепугу) решать, что такое хорошо и что такое плохо, пропесочивать не соответствующих высокому званию журналиста эпохи Зеленского и ставить на вид.

То есть, стратегия «разделяй и властвуй» в самом примитивном ее проявлении. Кому-то дадим привилегии, реальные или мнимые, кому-то дадим статус (ничего, что смешной и непонятный – это пока), одних противопоставим другим.

Если откажутся, как Ткач с Яневским, то тоже хорошо – долгоиграющий и переходящий в хроническую форму скандал. И этим решается еще одна не менее важная задача. Пусть обсуждают этот дурацкий Совет и пресс-карты (в европейской стране Турция есть, почему у нас не завести), и поменьше пишут об ограблении страны Коломойским.

А Богдан? Богдан сегодня в Украине играет роль, которую когда-то в РФ играл Жириновский. Озвучивает сигналы, которые по причинам токсичности не хотел озвучивать президент. Чтобы проверить реакцию общества. Если будет протест – то президент отыграет назад, как в ситуации с продажей земли иностранцам. А если не будет – инициативу выведут на официальный уровень.

Но поскольку инициативы и заявления – токсичные, то и их ракета-носитель со временем (в нашем случае – очень коротким временем) становится токсичной, и ее нужно утилизировать. Так что идея по поводу баллотирования Богдана в мэры Киева не так уж фантастична. Игорь Валерьевич расстроится, но незаменимых у него нет.

Страсти