Израиль, как и следовало ожидать, попал в заголовки новостей по всему миру в конце декабря, когда правительство распалось и были назначены новые выборы.
«Правительство Израиля распалось, страну ждут 4-е выборы за 2 года», - кричал заголовок статьи в «Нью-Йорк Таймс» 22 декабря.
Заголовок в Economist в тот же день гласил: «Повезет в четвертый раз: Израильское правительство распалось, спровоцировав очередные выборы».
А Guardian писал: «Израиль проведет четвертые выборы за два года на фоне нарастания политического кризиса».
Впечатление, которое оставили у читателя эти заголовки - все они, кстати, довольно точно отображали положение дел, - заключалось в том, что Израиль не способен на согласованные политические действия. Проведение четырех выборов за два года говорит о том, что страна может быстро стать неуправляемой.
Подобный имидж Израилю не просто не нужен, он не может его себе позволить. Забудьте на мгновение, какие проблемы вызовут четвертые выборы внутри страны - расходы, раскол общества, отсутствие стабильности. Есть также проблема восприятия: в каком свете все это выставляет страну в мире?
Израиль давно известен как упрямая демократия с недолговечными правительствами, но из-за всего этого – всей этой «итальянизации» Израиля - страна выглядит за границей совершенно абсурдно.
Это плохо и опасно по многим причинам. Экономически это плохо, потому что трудно поверить, что высокие кредитные рейтинги страны останутся на нынешнем уровне, если затянувшаяся политическая нестабильность продлится еще дольше. И это также плохо для инвесторов, потому что в какой-то момент они, наверное, засомневаются в разумности инвестирования в страну, которая даже бюджет не может принять.
Кроме того, это плохо с дипломатической точки зрения, потому что трудно проецировать на другие страны возможности, которые они могли бы использовать, если сам Израиль даже не может решить, кто должен занять пост премьер-министра.
И хотя кто-то может сказать, что Авраамские соглашения, по которым с сентября четыре арабские страны нормализовали отношения с Израилем, опровергли негатив, важно понимать, что эти соглашения в значительной степени были составлены и поддержаны в Вашингтоне. Если бы администрация Трампа не приложила все усилия для заключения соглашений, сомнительно, что они были бы реализованы в период пребывания у власти правительства, премьер-министр которого не делился основной информацией ни со своими министрами обороны, ни с министрами иностранных дел.
Это также плохо с точки зрения идеи, которую Израиль пытается проецировать на регион. Политическая нестабильность говорит о слабости общества, которая может привести к неверное интерпретации со стороны врагов Израиля. Они могут предположить, что если политическая система не функционирует, то общество в целом слабо и, возможно, не в состоянии противостоять давлению или вызовам. И такой просчет может привести к катастрофическим последствиям.
Именно из-за всего вышесказанного - нестабильного, слабого, неэффективного имиджа, проецируемого затянувшимся политическим кризисом, - заголовки последних дней о громких успехах страны в применении вакцины от КОВИД-19 были столь же бодрящими и желанными, сколь и важными.
«Израиль оперативно проводит вакцинацию против Ковид», - гласил заголовок в Financial Times.
«Израиль вакцинирует более 10% своего населения за две недели», - трубит Wall Street Journal.
А немецкая Bild писала вот что: «Почему Израиль преуспевает в вакцинации намного лучше нас?»
Помимо очевидной пользы для здоровья, которую Израилю приносит скорость вакцинации большого количества людей, успешное применение вакцины укрепляет имидж страны на международном уровне, в то время как политический кризис рискует подорвать этот имидж.
Другими словами, успешная кампания вакцинации, проводимая Израилем, становится не только противоядием от вируса, но и от ощущения того, что из-за продолжающегося политического кризиса Израиль как страна не может действовать согласованно.
То, что страна столь эффективно справилась с вакцинацией, также напоминает израильской общественности о том, что, даже если многим сейчас кажется, что все плохо, у Израиля все еще есть огромный потенциал, позволяющий ему мобилизоваться, когда это необходимо, и добиться результатов.
Один твит на прошлой неделе – в нем приветствался тот факт, что в то время как население Израиля составляет всего 0,11% мирового населения, на его долю приходится 13,7% из 5,79 миллиона человек, вакцинированных во всем мире, - получил более 800 «лайков», почти 300 ретвитов и десятки комментариев.
Хотя у некоторых комментариев, как правило, была антисемитская окраска, у подавляющего большинства ее не было, и они дали представление о том, как очередная история успеха влияет на имидж страны.
«Умные люди», - написал один из пользователей.
«Все что происходит, когда ваша бюрократия сама себя направляет, а не просто следует правилам», - вторил другой.
И третий написал: «... Каждый, кто знает, что происходит в этой стране, понимает, что они знают, как все нужно делать. Все просто».
И любая страна хочет, чтобы о ней говорили именно так. Израиль хочет, чтобы его рассматривали как эффективную страну, способную достичь результатов, справиться с серьезными вызовами и добиваться успеха.
То, что Израиль воспринимают как успешную страну, имеет решающее значение для развития связей, привлечения инвестиций и даже сдерживания врагов.
Имидж Израиля как «нации стартапов» оказался очень полезным в налаживании отношений во всем мире. Страны, которые рассматривают Израиль как инновационный узел высоких технологий, были заинтересованы в сближении, надеясь, что они смогут каким-то образом извлечь выгоду из этой связи.
Это был один из ключевых компонентов огромных дипломатических успехов, достигнутых Израилем за последнее десятилетие в Африке, Азии, Латинской Америке и даже в некоторых частях Европы.
Кроме того, эффективное внедрение вакцины - это не только предмет национальной гордости; оно также посылает сигнал врагам, которые хотят бросить вызов Израилю, о том, что страна сохраняет потенциал - лучше, чем большинство других стран, - и способна справиться с огромными материально-техническими вызовами.
В репортаже, размещенном недавно на сайте NBC, говорится, что Израиль «намного опережает другие страны по темпам вакцинации, в то время как запасы вакцины ограничены, и страны стремятся привить как можно больше своих граждан. Страны по всему миру, возможно, смотрят на Израиль с восхищением и завистью».
Хотя зависть - это то, без чего Израиль, вероятно, мог бы обойтись, восхищение является ценным товаром, который повышает авторитет страны на международном уровне и помогает сблизиться с другими государствами. Если страны считают, что у Израиля есть чему поучиться, они, возможно, захотят - и почувствуют необходимость - сблизиться, а этот процесс, в свою очередь, может открыть новые возможности.