Кристина Тимановская накануне раскритиковала белорусских спортивных чиновников, после чего тренерский штаб сборной Беларуси решил вернуть спортсменку на родину. Аэропорт Токио, куда спортсменку силой привезли с вещами, она покинула после вмешательства полиции вместе с представителем японской ассоциации адвокатов помощи беженцам, сообщают японские СМИ.
С чего все началось
30 июля легкоатлетка Кристина Тимановская разместила в Instagram видеообращение по поводу странного решения федерации легкой атлетики поставить ее на эстафету 4×400 метров, тогда как она бегает на дистанции 100 и 200 метров. Спортивные функционеры решили таким образом закрыть бреши в команде — спортсменкам Анне Михайловой и Кристине Мулярчик Международная федерация легкой атлетики отказала в возможности выступить на Олимпиаде из-за недостаточного количество допинг-тестов.
«Оказывается, я только что узнала новость о том, что я буду бежать на этой Олимпиаде еще и третий вид — эстафету 4×400 метров. Оказывается, что наше „очень крутое начальство“ решило все, как обычно, за нас. Они накосячили с девчонками, у которых не хватает достаточно тестов, чтобы прилететь на их первую в жизни Олимпиаду, и они решили сделать ход конем и запустить меня в эстафету. Класс, ребята! Молодцы!», — говорит в видеокомментарии Тимановская.
Тимановская сразу же получила порцию нелестных высказываний от пропагандистов из государственных СМИ. К тому же спорт в Беларуси всегда предмет особого внимания Александра Лукашенко, на днях он резко высказывался по поводу не слишком результативных выступлений белорусов на Играх в Токио.
«Нервный срыв» или попытка депортации
Днем 1 августа Белорусский фонд спортивной солидарности, созданный спортсменами не признавшими прошлогодние выборы президента, сообщил, что Кристину Тимановскую пытаются без согласия спортсменки вывезти из Токио. «Представители белорусской нацкоманды депортируют легкоатлетку, ей срочно купили билет на самолет, теперь везут с вещами в аэропорт. Завтра у нее должен был состояться старт на 200 метров, представители сборной ее не допускают и отправляют в Минск», — сообщили в БФСС. В аэропорту Тимановская через соцсети и мессенджеры оповещала о развитии ситуации. Через некоторое время после прибытия в аэропорт она была уже рядом с полицией и волонтерами Игр. Журналистам она заявила, что боится возвращаться в страну и намерена просить убежища в Европе.
Чуть позже отреагировал и НОК Беларуси: «По заключению врачей, в связи с эмоционально-психологическим состоянием белорусской легкоатлетки Кристины Тимановской тренерским штабом национальной команды по легкой атлетике принято решение о прекращении выступления спортсменки на играх XXXII Олимпиады. Следовательно, отозвана заявка спортсменки на участие в квалификационных забегах на 200 м и в эстафете 4×400 м».
Сама Тимановская заявила, что осмотра врачами не было. Она выступила с публичным обращением к Международному олимпийскому комитету и заявила, что ее пытались вывезти из Токио против ее воли.
Международный олимпийский комитет объявил, что изучает ситуацию с Тимановской и ждет разъяснений от Национального олимпийского комитета Беларуси.
Тимановская сообщила, что, возможно, запросит политическое убежище в ЕС через посольство Австрии в Токио.
Национальное антикризисное управление, одна из структур, появившихся после выборов 2020 года и вынужденной эмиграции множества политиков и активистов, заявило, что подключает дипломатические службы ряда стран ЕС для предоставления международной защиты Кристине Тимановской. Посольство Польши в Токио готово с сегодняшнего дня оказать правовую и консульскую помощь Кристине Тимановской.
«Это вопрос не Минспорта, а уровнем выше»
В интервью изданию tribuna.com (заблокированное на территории Беларуси — RFI) Тимановская рассказала о разговоре с функционерами, которые отправляли ее в Минск из Токио. Тренер сказал, что «этот вопрос уже не на уровне федерации [легкой атлетики], не на уровне министерства спорта, а уровнем выше». «Что меня нужно ликвидировать с Олимпиады, вернуть домой, потому что я мешаю команде выступать. Меня нужно убрать, чтобы все успокоились и соревновались дальше. И это даже несмотря на то, что завтра я должна была бежать 200 метров», — рассказала спортсменка.
Тимановская боится, что «в Беларуси меня, возможно, могут посадить в тюрьму». «Я не боюсь того, что меня уволят или выгонят из нацкоманды. Я беспокоюсь о своей безопасности. И думаю, что на данный момент в Беларуси для меня небезопасно», — сказала она.
По ее словам, в ближайшую ночь «придется поразмышлять» в какое именно посольство надо обращаться, «уже завтра примем какое-то решение».
История с Кристиной Тимановской первая со времен распада СССР и соцлагеря вообще, когда спортсмены просили политическое убежище на Западе. Но есть и отличия: это произошло не во время или после соревнований, белорусскую спортсменку пытались принудительно вернуть на родину после неподобающих, по мнению нынешних властей Беларуси, высказываний.