В Беларуси сожгли дачу известного академика Мрочека, осуждавшего насилие властей

В Беларуси сожгли дачу известного академика Мрочека, осуждавшего насилие властей

Неизвестные подожгли дачу члена Национальной академии наук Беларуси, бывшего директора республиканского научно-практического центра (РНПЦ) «Кардиология» Александра Мрочека, осуждавшего насилие властей против протестующих, сообщает Tut.by.

У академика сгорели беседка, часть дома, подвал и баня. «Проще говоря, три независимых друг от друга очага возгорания. Пожарные считают, что это поджог», — рассказал Мрочек Tut.by. Сам профессор в это время находился в Витебской области на рыбалке. По его словам, «что-то удалось сохранить, что-то безвозвратно потеряно».

На месте пожара была обнаружена приколотая к стулу скальпелем тряпичная кукла с окровавленными глазами. К ней была прикреплена записка от лица некой женщины с требованием «покаяться» и публично рассказать, «как набивал свои карманы, продавая людям «восстановленные кардиостимуляторы» (орфография сохранена). В конце записки говорится, что дом — «это только начало». Мрочек назвал обвинения в продаже б/у стимуляторов бредом.

По его словам, открытых угроз до этого он не получал. Следственный комитет РБ возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 218 УК РБ по факту умышленного уничтожения либо повреждения имущества, совершенного общеопасным способом. Сын кардиолога Дмитрий Мрочек сообщил в Facebook, что «приехавшая бригада следователей после магического звонка собралась и уехала».

В конце августа Александр Мрочек был уволен с поста директора РНПЦ «Кардиология», который возглавлял с 2008 года, по инициативе нанимателя — Минздрава Беларуси. И.о. министра здравоохранения Дмитрий Пиневич, объясняя коллективу научного центра увольнение Мрочека, заявил, что «задачи, которые сейчас стоят перед Министерством здравоохранения, требуют особых руководителей».

Сам Мрочек в интервью Tut.by после увольнения связывал свою отставку с желанием Минздрава «кого-то трудоустроить». Сотрудники РНПЦ, узнав об увольнении Мрочека, составили обращение в администрацию президента, Совет министров, Минздрав и Республиканский комитет белорусского профсоюза работников здравоохранения с просьбой оставить его на посту. Подписи под обращением заняли несколько листов.

В день визита и.о. министра сотрудники центра встретили Мрочека продолжительными аплодисментами, а Пиневича проводили криками «Позор!» Врачи также выходили на акции с требованием восстановить уволенного руководителя.

После силового разгона акций протеста в стране медики РНПЦ «Кардиология» выходили на акции против насилия. Также они поддерживали своего задержанного коллегу, анестезиолога-реаниматолога Олега Черноокого и стояли с его портретами в цепи солидарности.

Сам Мрочек выражал сомнения в правдивости официальной статистики по смертности от коронавируса в Беларуси и высказывал мнение, что «лишние» смерти Минздрав приписывает к категории «болезни системы кровообращения».

В конце октября Мрочек написал открытое письмо, в котором раскритиковал власти за угрозу протестующим боевым оружием и за увольнение ректоров медвузов, студенты которых выходили на протесты.

«Конечно, через какое-то время возможно, применив определенные усилия в идеологической работе, получить продукт, не замечающий чужих страданий. Может, даже кафедры новые появятся, где будут изучать не лечение травм, кровоподтеков и переломов, а, напротив, способов их создания, да чтобы побольнее и покровавее! Выйдут такие продукты из учебный заведений, как это было когда-то в дружественном нам Китае, с красно-зелеными цитатниками и значками вождя на униформе — и будут громить все подряд, и не будет места личному мнению, не то, что общественному протесту. Только лечить кто будет?» — написал Мрочек.