"В ЭТОМ 2022 ГОДУ НАИБОЛЬШИЙ ПРИТОК ПРОБЛЕМ СЛЕДУЕТ ЖДАТЬ ОТ ..." - Александр Гончаров

"В ЭТОМ 2022 ГОДУ НАИБОЛЬШИЙ ПРИТОК ПРОБЛЕМ СЛЕДУЕТ ЖДАТЬ ОТ ..." - Александр Гончаров

... РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Изучив макроэкономические показатели отраслей экономики Украины, и познакомившись с первыми решениями Кабмина Шмыгаля в этом году, прихожу к выводу, что наиболее волатильными отраслями в начавшемся 2022 году будут строительство жилой и коммерческой недвижимости, а также животноводство и машиностроение.

     Именно отсюда нам надо ждать наибольшего притока проблем и, прежде всего, в банковскую систему (здесь всё больше будет возрастать такой аспект, как прямое влияние валютного риска на банковский баланс, например, заемщики будут не способны обслуживать кредиты или попросту – возвращать банку долги).

     С другой стороны, будет обратное негативное влияние коммерческих банков на эти секторы экономики страны, что отразится на стоимости заимствования для заемщиков и это особенно критично будет для малого и среднего бизнеса. Эту тяжелейшую ситуацию уже не спасёт даже очередное обещание нардепов, планирующих уменьшение эффективного налогообложения на зарплату с 37% до 25% в течение 5 лет, о чём на днях заявил председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной Рады Даниил Гетманцев: «Мы предлагаем снизить эффективную ставку с 37% до 30%, а затем ежегодно уменьшать ее на 1% до 25%».

     Ну, и какой эффект от этого обещания будет? Судите сами. Ведь если население еще может кое-как корректировать свои потребности, то действующий бизнес и производство, как правило, оперируют с уже ранее заданной моделью финансирования. Словом, всё идет к тому, что нынешняя украинская система разделения труда, резко став очень шаткой, больше не сможет поддерживаться финансовой системой Украины, имеющей ко всему прочему огромные объёмы высокорискованных ОВГЗ на балансах банков. Гетманцев это понимает?

     Поэтому мы стоим перед необходимостью придумать что-то новое и нестандартное. Но чтобы появилось что-то инновационное, его надо начинать делать уже в эти первые рабочие дни января. Иначе у нас будут расти только риски и неопределенности. Что и подтверждается с конца прошлого 2021 года и с первых дней 2022 года, т.к. проблемы набирают обороты, учитывая, что НБУ и далее намерен повышать учетную ставку. Да и инфляцию Нацбанк уже довольно слабо контролирует. Здесь также сказывается грубейшая ошибка финансово-экономического блока Кабмина, что он допустил самоподдерживающийся тренд в девальвации гривны.

     Украинскому бизнесу уже прямым текстом власти говорят: «Ребята, опирайтесь на собственные силы, от государства помощи не ждите». Не поэтому ли с начала этого 2022 года пузырь на рынке недвижимости продолжает сдуваться и, соответственно, неудержимо растет число квартир, выставляемых на продажу. Прежде всего, это готовые к эксплуатации новостройки Киева, либо находящиеся в стадии завершения строительства. Сейчас собственники-продавцы не уверены в завтрашнем дне и поэтому усердно пытаются вынуть деньги, которые были вложены в новое жилье.

     Также ипотечные заемщики сидят в долгах как в шелках, понимая, что не потянут даже ремонт. Люди продают недвижимость, причем, далеко не жадничая с ценой. Ко всему этому процентные ставки по кредитам давно стали выше сложившихся уровней рентабельности в базовых отраслях украинской экономики. Поэтому на протяжении последних лет промышленные предприятия с рентабельностью ниже 10% - 12% у нас в стране тихо умирают.

     Ну, и нарастает разочарование в предпринимательской среде из-за обесценения покупательской способности даже доллара и евро в свете многомиллиардных вливаний финансовых средств на мировых рынках. В качестве примера для изучения и применения мы могли бы взять Турцию, там высокие инфляция и девальвация нацвалюты, но и довольно высокие показатели экономического роста. А у нас экономика сжимается, прежде всего, из-за отсутствия инвестиций. Кабмин с Верховной Радой также ничего не делают для расширения внутреннего рынка коллективного инвестирования и централизации ликвидности на украинском организованном рынке.

     Так, что же конкретно нам нужно делать? Сто раз говорил, еще раз подчеркну: надо стимулировать развитие украинского рынка совместного инвестирования, выходить украинскому бизнесу на публичные рынки, в частности, с корпоративными облигационными займами. На это нам указывают инвесторы из США, КНР и стран Евросоюза. Но где стимулирующие этот процесс нацпрограммы и стратегии от Кабмина Шмыгаля?

     В прошлом 2021 году в ходе многочисленных деловых встреч в Киеве иностранные инвесторы неоднократно замечали, мол, если финансово состоятельные украинцы не хотят инвестировать в национальные компании и предприятия, то зачем нам это делать? В самом деле, почему Шмыгаль не хочет ответить на этот вопрос?