Силы королевского военно-морского флота Великобритании в четверг задержали в Гибралтаре иранский танкер класса VLCC, предположительно, перевозивший нефть в Сирию в нарушении санкций ЕС.
Как сообщает Reuters, танкер Grace 1 вместимостью до 2 млн баррелей нефти, следовавший под панамским флагом, был остановлен при входе в Средиземное море, куда он прибыл после продолжавшегося 2,5 месяца плавания.
Согласно документам, нефть, обнаруженная на судне, была поставлена из Ирака, однако данные транспондера показали ее иранское происхождение. Загрузка произошла 17 апреля на острове Харк в Персидском заливе, где находится один из четырёх важнейших терминалов по экспорту сырой нефти в Иране.
Хотя Европа в отличие от США не вводила против Тегерана нефтяное эмбарго, европейские санкции запрещают поставки нефти в Сирию, куда, как считают власти Гибралтара, и направлялся танкер.
Задержание было произведено по запросу США, сообщил исполняющий обязанности министра иностранных дел Испании Хосеп Боррель Фотейес.
«Это был запрос, который направили США Соединенному Королевству. Мы смотрим, как это влияет на наш суверенитет, в том смысле, что это произошло, как мы понимаем, в испанских водах», - заявил он.
Советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон назвал случившееся «отличной новостью». «Америка и союзники не позволят режимам в Тегеране и Дамаске извлекать прибыль из незаконной торговли», - написал он в твиттере.
США восстановили режим санкций против Ирана в ноябре прошлого года, поместив в черный список более 700 компаний, банков, физических лиц, а также самолеты и суда, которые использовались для транспортировки иранской нефти и товаров двойного назначения.
Восемь стран получили право полгода покупать иранскую нефть в ограниченных объемах, однако с апреля нефтяное эмбарго вступило в полную силу. В результате экспорт иранской нефти с 2 млн баррелей в день год назад упал вчетверо.
По данным Kpler, в мае Тегеран смог экспортировать 984 тысячи баррелей в день, а в июне - лишь 515 тысяч. Причем большая часть этой нефти была загружена на танкеры, которые никуда не отправились, оставшись в качестве плавучих хранилищ в Персидском заливе.
Хотя арестованный танкер был приписан к порту Сингапура и шел под панамским флагом, Иран признал судно своим. МИД Ирана вызвал британского посла, чтобы выразить ему «протест против незаконного и неприемлемого захвата».