«Неоконченное досье генерала разведки» – так называется новая книга экс-разведчика, профессора, доктора физико-математических наук, киевлянина Игоря Смешко
Презентация книги состоялась на встрече в интеллектуальном клубе имени академика Фролькиса. Корреспондент «Украина.Ру» послушала и записала ответы на вопросы, которые задавали ученые Игорю Петровичу.
- Каким образом в Украине отслеживается террористическая деятельность? Насколько успешно ведется борьба с терроризмом?
‑ К счастью, Украина пока не является приоритетом и мишенью №1 у террористов ДАИШ. Но ситуация может очень быстро измениться, причем в худшую сторону. Приведу лишь один пример. Ветеранская организация «Сила и честь», которая была создана 7 лет назад, на сегодняшний день объединяет ветеранов всех силовых структур и ведомств. В 2011 нашу организацию попросили о помощи. Просьба шла из одной знакомой нам семьи. Из Харькова пришла информация о том, что сын известного преподавателя-юриста исчез вместе с женой и детьми.
Оба — граждане Украины, этнические русские, приняли ислам и вылетели сначала в Донецк, а оттуда в Стамбул. Потом они позвонили родным в Харьков и сообщили, что присягнули ДАИШ и уже находятся в Сирии. Когда мы отследили всю эту цепочку, используя свои связи, тут же проинформировали об этом СБУ и внешнюю разведку. И от обоих ведомств мы получили формальную отписку, что этим никто заниматься в Киеве не намерен, хотя разведслужбы были обязаны отреагировать немедленно! И это был 2011 год! После смены власти в стране такие истории стали повторяться, но до сих пор мы не получаем ответа от силовиков и разведки.
Борьба с терроризмом должна вестись по всем горизонталям при полном взаимодействии с ближайшими соседями, потому что терроризм не имеет границ. А у нас эта работа ведется из рук вон плохо, то есть никак.
- Что для вас стало самым тяжелым после майдана-2014?
— В нашей стране произошли драматические события не в 2014, а гораздо раньше. С 1991 Украина, намеренно или нет, из года в год вымывала профессиональную составляющую из всех структур: разведки, МВД, СБУ, вооруженных сил. С девяностых годов офицерский корпус бывшей Советской армии был зачищен и уничтожен, частично деградировал и не смог восстановиться. Однажды на приеме в посольстве США одна известная дама от политики заявила, что все проблемы у нас от того, что у украинских офицеров советская ментальность, и что стандарты НАТО сразу все изменят. И знаете, что ей тогда ответил натовский генерал, который тоже там присутствовал: «Вы напрасно так принижаете опыт Советской армии. Мы как раз его очень тщательно изучаем. НАТО — это маневренные батальоны. А Советская армия умела держать фронт».
У нас к власти, как по кругу, приходят и уходят одни и те же люди, которые 25 лет безуспешно строят в Украине демократию, уничтожая и разваливая все на своем пути. Майдан не может простроить демократию, не может построить общество по западным правилам, потому что Украина — страна с уродливым феодальным управлением.
Если у нас в стране люди готовы голосовать за лживого популиста Олега Ляшко, то это очень печально. У нас не научились отличать политиков-популистов от профессионалов своего дела. В Украине должности раздаются по политическим мотивам, а сегодня — особенно. Один из последних случаев просто дикий, когда обычному рядовому Валерию Хорошковскому надели погоны генерала армии, и он возглавил СБУ. Никогда ничего подобного не было ни в Российской империи, ни в СССР. Это стыд вообще! Нельзя дать воинское звание по политическим соображениям, но у нас, оказывается, можно.
Причем это началось с 2005, когда к власти пришел Виктор Ющенко, положивший традицию кумовства и «любих друзів». Оба майдана нарушили основы Конституции, но признать это нынешняя власть не может и не намерена до сих пор. Сегодня произошла реинкарнация «оранжевой команды 2005», причем их некомпетентность зашкаливает, и люди это уже понимают. Особенно меня поражает Мустафа Найем, который в эфире «112 канала» сказал, что «готов стать министром МВД».
Когда ему ведущая напомнила, что у него нет для этого ни опыта, ни профильного образования, он парировал, что «образование для того, чтобы быть министром в Украине, вообще не нужно». Что тут комментировать? Всегда самое тяжелое — непрофессионализм. А сейчас его — через край, и вся страна в заложниках.
- Как Вы воспринимаете закон о декоммунизации? Не задевает ли он вас лично как бывшего коммуниста?
— Задевает, конечно. Он проводится топорно и дико. Мои родители были коммунистами. И в среде коммунистов, в которой я формировался, было подавляющее большинство нормальных, честных, адекватных людей. Для меня во многом закон о декоммунизации — это все равно, что взять и выстрелить в спину отцу. Но в Украине сегодня вызовов гораздо больше, чем запрет коммунистической идеологии. Когда горит дом, глупо думать о портретах, которые в том доме висят. Надо спасать дом.
- Если бы Вы были президентом то, с чего бы начали?
— Почистил бы властную вертикаль. Причем многих бы просто отправил за решетку, и люди знали бы, за что. С обвинениями. Взять того же Ющенко, чьи руки «не крали». Когда он в свое время возглавлял банк, то оттуда таинственным образом исчезли 3 млн карбованцев, которые тогда он отправлял на конвертацию в Москву. Причем сегодня можно найти в интернете документ, написанный лично Ющенко: «Прошу прекратить против меня следствие в связи с амнистией». Такие люди, как Ющенко, Янукович, Тимошенко не могут, не имеют права претендовать на высшие должности в государственной власти, но наша власть — это раковая опухоль, которая уже дает метастазы не один год. И никакой МВФ тут не поможет.
— Вы верите в то, что профессионалы, которые не присягнули майдану, вернутся во власть, в силовые структуры, разведку?
— А без этого невозможно. Ситуация настолько критична во всех сферах, что «Белой гвардии» нужно возвращаться. Если этого не произойдет, то Украины через 2 года просто не будет как государства, а, может быть, и раньше.
Полина Орловская