В Лувр вернулись украденные сорок лет назад доспехи XVI века

В Лувр вернулись украденные сорок лет назад доспехи XVI века

В Лувр вернулись кираса и шлем XVI века, украденные из музея в 1983 году. Хранитель Отдела декоративных искусств Филипп Мальгуир считает возвращение доспехов редкой удачей. «Часто воры просто уничтожают украденное, когда понимают, что уникальные предметы невозможно продать», — рассказал он.

В середине января в Бордо специалист по старинному оружию, которого вызвали оценить стоимость наследства, заметил в частной коллекции два предмета, вызвавшие его подозрение. Сверившись с Treima, реестром украденных художественных ценностей, он обратился в в Центральный отдел полиции по борьбе с нелегальной продажей произведений искусства (OCBC).

Шлем и часть доспехов ранее входили в коллекцию барона Соломона Ротшильда, которую его вдова передала в Лувр. 31 мая 1983 года служащие музея обнаружили разбитую витрину, из которой пропало несколько драгоценных экспонатов. Среди них — часть кирасы и шлем.

 «Оба предмета происходят из коллекции барона Соломона Ротшильда, — рассказал хранитель отдела декоративного искусства Лувра Филипп Мальгуир. — Коллекцию передала Лувру его вдова в 1922 году. Но создавалась коллекция еще в 1860-е годы, когда среди собирателей в моде были предметы эпохи Возрождения, — эмали, майолики и оружие. В собрание барона по совету крупнейших экспертов того времени приобретались особенно ценные вещи».

Украденная спинная часть кирасы воссоединилась с грудной пластиной, которая все это время по-прежнему находилась в Лувре. Грабители, по-видимому, не успели ее унести. «Кираса могла являться частью полных доспехов или носиться отдельно, — рассказывает хранитель. — Это произведение ломбардских мастеров 1560-1580 годов, скорее всего, миланских, с насечками из золота и серебра — предмет роскоши. Но такие латы военачальник мог носить и в бою. Ведь и дорогие часы, несмотря на золото и бриллианты, остаются часами и показывают время. Шлем не входил с кирасой в единый комплект, медальоны со сценами из римской истории и большое количество золота указывают на его принадлежность к еще более дорогим доспехам».

Благодаря тому, что кираса и шлем были предоставлены семьей Ротшильд на Всемирную выставку 1865 года, с них были сделаны гравюры. Впоследствии, когда доспехи попали в Лувр, они также были сфотографированы. А в 2015 году предметы, по-прежнему находившиеся в розыске, вошли в каталог, составленный Филиппом Мальгуиром. «Предметы искусства, вошедшие в музейное собрание, остаются в нем навечно, — объяснил хранитель. — Даже отсутствующие произведения считаются нашими. Благодаря фотографиям и гравюрам, я смог включить их в каталог».

По словам хранителя, кираса интересна не только специалистам по истории европейского оружия, но и историкам моды. Параллельные полосы, из которых она состоит, представляющие собой декорированные ленты, повторяют мужской костюм того времени, также украшавшийся лентами.

Кражи из музеев, рассказал также Филипп Мальгуир, — чаще всего не «заказ» коллекционера, а дело рук грабителей, которым представилась такая возможность. Поняв, что уникальный предмет невозможно продать, преступники в большинстве случаев его уничтожают, чтобы не быть пойманными. В некоторых случаях предметы крадут, чтобы получить выкуп. Но и это обычно кончается трагедией — музеи не застрахованы от краж, слишком велики были бы выплаты.

Во многих странах закон предусматривает срок давности в отношении вещей, украденных из немузейных коллекций. В Бельгии, например, такой срок — всего 18 месяцев. Поэтому в Бельгию стекаются произведения, украденные, например, из французских церквей. Во Франции срока давности нет. «Нам очень повезло, что доспехи нашлись на территории Франции, а значит, к ним применяется французское право», — заключил хранитель.

В настоящее время в реестре Treima значится 100 000 произведений искусства. 900 из них были украдены в 2020 году. После обнаружения доспехов прокуратура Бордо начала расследование в отношении сокрытия и хранения краденого.

А в самом Лувре о знаменитых кражах и других преступлениях напоминает новая серия подкастов «Лувр ведет расследование».