В Нотр-Дам звонили в колокола

В Нотр-Дам звонили в колокола

В понедельник, 30 сентября, в Париже попрощались с Жаком Шираком. После траурных церемоний пятого президента Пятой республики похоронили на кладбище Монпарнас, рядом с дочерью.

Церемонии начались еще накануне, в воскресенье днем, в Доме инвалидов. Сначала в «узком кругу» провели «межрелигиозную» церемонию — с участием главного раввина Франции Хаима Корсиа, имама Большой парижской мечети Далиля Бубакера и друга семьи Шираков, монсеньора Жан-Ива Риокро (епископа Гваделупы).

После этого двор Дома инвалидов открыли для всех, кто хотел бы отдать последние почести бывшему президенту страны. Всего к утру понедельника, по данным francetvinfo, около 7 тысяч человек пришли попрощаться к укрытому французским флагом гробу, дежурство перед которым несли бойцы Республиканской гвардии. Очередь ко входу в Дом инвалидов стояла и вечером, когда Клод Ширак, дочь президента, когда-то отвечавшая за его пиар в Елисейском дворце, приехала, чтобы поблагодарить сограждан за поддержку и подчеркнуть, насколько «утешительным» стал их приход для всей семьи, и в особенности для вдовы Жака Ширака Бернадетт.

В понедельник, в день похорон Жака Ширака, в стране был День национального траура.

Утром в соборе Сен-Луи прошла погребальная месса, которую в присутствии друзей семьи и родственников (всего около 200 человек) провел все тот же монсеньор Жан-Ив Риокро. В конце церемонии речь произнес 23-летний Мартен Ширак-Рей, единственный внук Жака Ширака.

После мессы, в 10:45 началась военная церемония прощания — под предводительством верховного главнокомандующего, президента Макрона.

После того, как отзвучала «Марсельеза», гроб — под траурную музыку Шопена — вынесли из парадного двора Дома инвалидов телохранители, охранявшие семью Жака Ширака и его самого во время его работы в Елисейском дворце и в последующие годы.

На пути от Дома инвалидов к церкви Сен-Сюльпис собравшиеся на обочинах дороги люди встречали траурный кортеж аплодисментами.

К слову, именно в Нотр-Даме когда-то давно, в апреле 1974-го, Жака Ширака видели плачущим — это было на церемонии прощания с президентом Жоржем Помпиду, которого Ширак считал своим «отцом» в политике.

Внутрь церкви Сен-Сюльпис (ближайшей к дому, в котором Жак Ширак прожил последние годы) пустили около 2 тысяч человек — в основном, помимо родственников и друзей, это были представители политического мира, включая несколько десятков бывших и нынешних руководителей разных стран.

Тут были: экс-президент США Клинтон, президент Италии Матарелла, премьер-министр Венгрии Орбан, президент Германии Штайнмайер, президент Грузии Зурабишвили, председатель Еврокомиссии Юнкер, президент России Путин... Россиянин, как отметили французские СМИ, вошел в церковь не через основной вход, как это сделало большинство, а сбоку.

Приехали — и вошли через центральный вход — и все остающиеся в живых экс-президенты Франции: Валери Жискар д’Эстен, Николя Саркози и Франсуа Олланд. В карьере каждого из них Жак Ширак сыграл важную роль. Жискару помешал вторично стать президентом в 1981-м, когда поддержал социалиста Миттерана. Николя Саркози не забывший его «предательства» Ширак, вероятно, помешал вторично стать президентом в 2012-м, когда заявил, что будет голосовать за социалиста Олланда.

Рядом с тремя экс-президентами стоял президент Макрон (после церемонии он устроил для высокопоставленных иностранных и французских политических деятелей обед в Елисейском дворце).

Церемонию в Сен-Сюльпис провел архиепископ Парижа монсеньор Мишель Опети. Поприветствовав глав государств, священник обратился к родным и близким Ширака. «Наши мысли с семьей Жака Ширака и особенно с его супругой Бернадетт, которая тоже столь дорога сердцам французов», — заявил священник перед тем, как перейти к молитве.

Бернадетт Ширак в церкви Сен-Сюльпис не было — «по состоянию здоровья».

«У нашего бывшего президента была настоящая любовь к людям, — сказал затем монсеньор. — Он чувствовал себя свободно как в салоне Елисейского дворца, так и на сельскохозяйственном салоне. Многие при встрече с ним чувствовали уважение с его стороны».

Когда церемония закончилась, Жака Ширака похоронили на кладбище Монпарнас — рядом со старшей дочерью, Лоранс (1958–2016), чью многолетнюю тяжелую болезнь он называл «драмой всей своей жизни».