И пришла она, как и подобает черной пятнице, с черного континента. Новый вариант коронавируса пришел из ЮАР, по крайней мере по официальной версии, и жутко напугал рынки. И продолжает пугать и сейчас, пускай не так сильно, как в первые моменты. Тем более, инвесторы могут видеть почти онлайн картину стремительного распространения вируса в ЮАР со скоростью, которую доселе не видели у других греческих букв. Отягащает ситуацию тот факт, что в той части мира настоящая и давняя эпидемия СПИДа и у людей очень часто в принципе нет никакого иммунитета. Что позволяет вирусу чувствовать себя фривольно и мутировать в свое удовольствие. В итоге рынки ушли от исторических максимумов и всю неделю пребывали в состоянии повышенного волнения, то бишь волатильности.
В результате утро обычной пятницы, первой пятницы зимы, индекс S&P500 начинает с отметки в 4577 пунктов. Плюс, начинает менять риторику ФРС, которая постепенно признает, что инфляция вряд ли сама рассосется. Нет, надежду чиновники от экономики еще не потеряли, но готовят рынки к более быстрому повышению ставок. Пока, к удивлению, рынки не сильно пугаются. Продолжается веселье в Турции. Эрдоган теперь назначил еще более лояльного министра финансов, разделяющего его взгляды на мир и монетарную политику. В результате лира продолжила копать и докопалась уже до уровня в 13,7 лир за доллар. И, кажется, ей уже это начинает нравится. В конце концов, если вы играете в футбол под дождем в грязи, то чувствуете дискомфорт только первые минуты, а потом входите во вкус.
В украинском сегменте еврооблигаций прошла своя черная пятница, которая пришла, правда, не с черного континента, а с черной пресс-конференции президента, где он немало времени уделил черному углю. Рынки, и так ослабленные новым вирусом, огорошили заявлением, которое читалось как то, что Ахметов участвует в государственном перевороте, который назначен на 1 декабря. Инвесторы вспомнили, что они знают про государственные перевороты, вспомнили недавний негативный опыт в Турции (позитивный для Эрдогана) и, возможно, представили себе, что Ахметов – это украинский Гюлен. Так или иначе это привело к распродажам в еврооблигациях ДТЕКа, который и так перманентно отяжелен опытом реструктуризаций и плохой кармой угольной генерации в современном мире. Да, спустя некоторое время оказалось, что с переворотом обманули, котировки отрасли, но осадочек остался.
Тем более, чем дальше, тем больше Ахметова превращают в нового украинского диссидента. Что звучит кощунственно в стране, где есть люди, десятки лет проведшие в советских лагерях за идею. Но никуда не деться и от факта, что даже украинская прокуратура откровенно признается, что возбуждает сотни уголовных дел против компаний Ахметова в связи с тем, что показывают его телеканалы. Еще немного, и международные организации начнут говорить о политических преследованиях в Украине. И это точно не помогает в ситуации, когда до конца года надо привлечь до 2 млрд долларов, да еще и постоянно выделяются новые деньги на дороги, а Путин все еще пугает инвесторов, пусть и не так сильно, как неделей ранее. Пока Путин дает повод, Украина решила попросить еще макрофинансовой помощи от ЕС. В духе «не учите наш жить, лучше помогите материально». Но, даже если ЕС и решит помочь, то эти деньги их бюрократическая машина родит уже в следующем году.
Гривна продолжает оставаться под давлением, хоть уже и не таким сильным. С одной стороны, консенсус о блефе Путина постепенно захватывает западную прессу. С другой, похоже, все зеленые инвесторы конвертировали свои гривны, полученные от Укрэнерго после размещения еврооблигаций, в зеленые доллары. И нового дополнительного спроса на американскую валюту не поступает. Но пока окончательно расслабиться рынок не может. И гривна стабилизировалась где-то у отметки в 27,3 гривен за доллар. А в парламенте без шума и пыли приняли бюджет на следующий год. И для этого не пришлось даже ночевать в зале. Бюджет как бюджет, радует, что плановый дефицит бюджета запланирован на уровне в 3,5% от ВВП, что значительно выше планового дефицита на текущий год.