Сокращение дисциплин снизит успеваемость и уровень знаний, говорят педагоги. Но реформу поддерживают. Об этом сообщает http://korrespondent.net/.
В сентябре в украинских вузах в два раза сократят количество предметов для первокурсников – с 15 до 8 в семестре, сообщили Корреспондент.net в пресс-службе Минобразования.
Сокращение предметов пройдет в рамках закона о высшем образовании, который приняли еще летом 2014 года. При этом учащимся выделят больше времени на самостоятельное обучение.
"При прежнем количестве дисциплин было невозможно охватить все досконально", - рассказали в ведомстве.
На данный момент в Кабмине готовят для вузов постановление по специальностям.
В свою очередь, педагоги считают, что сокращение предметов для первокурсников приведет к снижению успеваемости и уровня знаний студентов, так как предполагает больше самостоятельного обучения.
"Как показывает моя практика, очень мало студентов могут нормально самоорганизоваться и самостоятельно проработать тот материал, который обычно дают на лекциях и более детально разбирают на семинарах, – рассказал преподаватель Киевского университета им.Шевченко Игорь Петренко. – Здесь главное – личная мотивация студентов, а она пока очень низкая, хотя есть и те, кто не хуже усваивают материал и в таких условиях".
По его словам, подобную схему еще год назад ввели на четвертом и пятом курсах Киевского университета им.Шевченко - студентам уменьшили аудиторную нагрузку, обучение проходит четыре раза в неделю.
Кроме того, хотя все индивидуально, многим все же нужна коллективная работа, говорят педагоги.
"Также важно сохранить контакт между преподавателем и студентом, особенно на младших курсах, - говорит педагог Георгий Ищенко. - В плане приучения студента как молодого специалиста к проявлению инициативы и самостоятельности новая форма работы очень полезна. Кроме того, у нас есть студенты с сильным потенциалом самообразования, и масса заданий по всем предметам не дает им возможности нормально заниматься исследованиями, языками или чтением множества книг".
Преподаватели считают, что для успешного внедрения новшества нужно разработать гибкую модель, которая упростит обучение при обработке десятков разных источников, получаемых студентами на лекции.
"Нужно создать инфраструктуру для такого обучения – веб-платформу, на которой у каждого преподавателя будет личный кабинет с его курсами, – предложил Петренко. – Здесь каждый студент сможет получать нужные материалы, литературу и методические рекомендации, чтобы находиться в логических рамках изучения курса".
В то же время педагоги согласны, что в семестре нужно сокращать менее значительные предметы. По их словам, на каждом курсе можно найти одну-две дисциплины, которые слишком узко специализированы или совсем не нужны. Их исключение позволит сосредоточить внимание первокурсника на базовых и самых нужных знаниях дисциплины.
"На первом курсе исторического факультета читают ряд предметов, которые нужно бы сократить или оптимизировать: экология, ОБЖ, деловой украинский язык, охрана труда. При этом некоторые из этих дисциплин не соответствуют потребностям студентов и образования. К примеру, деловой украинский язык было бы лучше заменить на обычный, чтобы большинство студентов научились грамотно писать", – отметил педагог Владислав Володько.
Еще одно из нововведений – выбор студентом двух предметов в семестре по своему усмотрению, помимо обязательных. По словам педагогов, количество таких дисциплин следовало бы даже увеличить до пяти.
В то же время некоторые педагоги считают, что на практике нововведения не будут работать, так как все сведется к формальности. При этом саму реформу образования одобряют.