В Сирии умер младенец лишенной гражданства британки

В Сирии умер младенец лишенной гражданства британки

В Сирии умер новорожденный ребенок лишенной британского гражданства 19-летней Шамимы Бегум. Об этом сообщили представители «Красного креста» в субботу, 9 марта. В феврале власти Великобритании отказали ей в праве вернуться в страну из-за участия в группировке «Исламское государство». Шамима Бегум рассказала журналистам, что ранее двое ее детей также скончались в Сирии.

Шамима Бегум примкнула к «Исламскому государству» в возрасте 15 лет. В 2015 году она уехала в аэропорт из школы в пригороде Лондона вместе с двумя подругами, сбежав во время перерыва между уроками. Фотографии с камер наблюдения из залов Гатвика, откуда девушки вылетели в Стамбул, попали на развороты британских газет, однако спецслужбы не успели помешать им пересечь границу между Турцией и Сирией.

Дома родители девушек обнаружили список вещей, взятых с собой в Сирию, и примерный бюджет поездки, записанный на блокнотном листе. Для того, чтобы сбежать в «Исламское государство», девушки потратили чуть больше 2000 фунтов, — откуда у британских школьниц были такие деньги, в семьях девушек не знали.

Сразу после прибытия в лагерь террористов Шамима Бегум сдала свой британский паспорт и вместе с подругами заселилась в так называемый «дом невест». Через 10 дней она вышла замуж за 27-летнего датчанина, принявшего ислам.

«Я не жалею о том, что приехала в Сирию»

Вновь в Великобритании вспомнили о Шамиме Бегум только в 2019 году, когда журналист The Times обнаружил ее в лагере для беженцев под порядковым номером 28850. После падения «Исламского государства» ей удалось бежать из Багуза, — последнего «бастиона» террористов. Муж девушки сдался бойцам Сирийских демократических сил, а сама она попала в 39-тысячный лагерь беженцев на севере Сирии на девятом месяце беременности.

За несколько недель судьба Шамимы Бегум стала самой обсуждаемой темой британской прессы: девушка дала интервью главным изданиям страны и попала на первую полосу The Times. В беседе с репортером «Би-би-си» Бегум рассказала, что вдохновилась пропагандистскими видео, демонстрирующими «хорошую жизнь» в лагерях террористов, — при этом ролики с казнями и отрубленными головами «не смущали ее». «Я не та же глупая маленькая 15-летняя девочка, которая сбежала четыре года назад, — рассказала она репортерам. — И я не жалею о том, что приехала в Сирию».

В многочисленных интервью беременная Шамим Бегум рассказала о своей жизни в «Исламском государстве», любви к джихадисту из Дании и смерти двух их детей. «Я приехала в Сирию для того, чтобы вести нормальную жизнь. Но я не получила ее. Думаю, что меня обманули», — отметила она в интервью The Daily Mail и попросила власти Великобритании позволить ей вернуться и начать новую жизнь.

«Великобритания решила сделать из меня пример»

После того, как имя Шамим Бегум появилось почти во всех британских СМИ, администрация лагеря беженцев выделила ей новую палатку. Однако популярность Бегум среди журналистов вызвала ненависть среди других жен джихадистов, которые начали угрожать ей за появление на телевидении с открытым лицом.

Известность девушки сыграла против нее и в Великобритании, — в ответ на просьбу о возвращении домой власти страны решили лишить ее британского гражданства. В Лондоне, где правительство выступает против возвращения джихадистов, заявили о наличии у Бегум гражданства Бангладеша, что позволило лишить ее подданства. Протест властей Бангладеша, которые заявили, что у жены джихадиста никогда не было гражданства этой страны, на решение Великобритании не повлиял.

«Власти решили сделать из меня пример. Я жалею, что начала говорить с журналистами. Я просто хотела связаться с семьей, но нужно было сделать это иначе, — рассказала Шамим Бегум. — Я не хотела становиться „девушкой с обложки“».

Власти Великобритании заявили, что, в отличие от самой Бегум, ее новорожденный сын имел право на гражданство. Однако семья девушки не смогла назвать ни точной даты рождения, ни полного имени ребенка, что усложняло процедуру репатриации мальчика. В Лондоне к формальностям приступить не успели, — по данным Красного креста, младенец умер от пневмонии. В пятницу, 8 марта, его похоронили в Сирии.