В начале 1960–х гостем на одной радиопередаче, посвященной военной тематике, стал московский сапожник Иван Румянцев, инвалид войны. Он рядовым солдатом дошел до Берлина и был ранен в голову в последнем бою войны, во время штурма рейхстага. Оказавшись перед микрофоном, Иван внезапно заплакал. А потом сказал: "Не думал, что доживу до такого дня. Ведь меня вся страна будет слушать. А все эти годы живем впятером в комнате 15 квадратных метров в подвале… Куда ни ткнусь, всюду гонят: Ну, воевал! Ну, получил награды. Чего тебе еще надо?"
В СССР с инвалидами и до войны не особо церемонились. Вспомнить хотя бы "Дело Ленинградского общества глухонемых", которых обвинили в создании "фашистско–террористической организации". Всего было арестовано 54 человека, 34 из них были расстреляны, 19 — отправлены в лагеря. Это дело инициировал тогдашний начальник ленинградского управления НКВД Леонид Заковский. В 1938 году он был переведен в Москву. В то время в московских тюрьмах собралось очень много инвалидов. Заковский, как говорят, предложил поступить с ними по–простому: "В Ленинграде мы просто оформляли их на расстрел, и все. Что с ними в лагерях–то возиться?"
После Великой Отечественной войны армию инвалидов пополнили ветераны, вернувшиеся с фронта с увечьями и контузиями. Никто не знает точно, сколько их было. По официальным данным, около 2,5 млн человек. Но, скорее всего, — больше. Потерявшие руки и ноги, не имеющие зачастую никакой поддержки, кроме небольшой пенсии, многие из них спивались и начинали нищенствовать. Советское государство, принимая меры по борьбе с попрошайками, многим из таких инвалидов предлагало переезжать в специальные дома инвалидов–ветеранов войны, открытые на Валааме, в Горицах. Постепенно нищие и инвалиды исчезли с улиц советских городов — кто–то отправился в интернат, кто–то — засел дома. Исчезли они и в том числе с молчаливого согласия общества.
Летние Олимпийские игры 1980 года проходили в Москве, но проводить Паралимпийские игры СССР отказался, ссылаясь на отсутствие в стране спортсменов–инвалидов. В историю вошла фраза "В СССР инвалидов нет", сказанная на пресс–конференции. Именно так называлась книга, опубликованная в 1986 году диссидентствующим инвалидом Валерием Фефеловым, находящимся в вынужденной эмиграции в ФРГ. "В СССР инвалидов нет!" — своего рода "Архипелаг ГУЛАГ" о злоключениях людей с инвалидностью в советских больницах и прочих присутственных местах.