"В тюрьме почувствовал свободу" - Вацлав Дворжецкий

"В тюрьме почувствовал свободу" - Вацлав Дворжецкий

"Недострелянный классовый враг" – так называл себя народный артист РСФСР Вацлав Дворжецкий. Он родился в семье потомственных польских дворян. "Социальное происхождение" ему припомнили в 1929 году: особым совещанием ОГПУ осудили по политической статье и отправили в лагеря ГУЛАГа. Там Вацлав Дворжецккий провел в общей сложности 15 лет. Именно в заключении началась его актерская карьера. После выхода на свободу Дворжецкий стал играть на сцене омского театра юного зрителя.

Отец-основатель омского ТЮЗа

В Омск Вацлав Дворжецкий прибыл зимой 1937 года, в пальто, шляпе и без денег. Он вышел из лагеря на свободу с пометкой "минус сто": запрет проживать в ста крупнейших городах Советского Союза. Актер рассказывал, что просто ткнул пальцем в географическую карту СССР, "стараясь метить повыше и поправее". Так и оказался в Омске. Сразу по приезде в привокзальной забегаловке он случайно познакомился с бухгалтером Дома колхозника. От него узнал, что новому омскому Театру юного зрителя нужны профессиональные артисты. Уже на следующий день Вацлав Дворжецкий был принят в омский ТЮЗ актером с окладом в 405 рублей. В анкетах написал правду: "Социальное происхождение: дворянин. Судимость: статья 58, срок 10 лет".

В местном ТЮЗе его до сих пор помнят и считают отцом-основателем театра. Юбилейная выставка в театральном фойе начинается с фотографий Вацлава Дворжецкого.

Портрет Вацлава Дворжецкого в омском ТЮЗе

– В 1937 году, когда организовывали Театр юного зрителя, в Омске не было актеров. Все – приезжие, а Вацлав Янович стал тем, кто их объединил. Это был очень хороший театральный педагог, – рассказывает заведующая литературной частью омского ТЮЗа Наталья Рыбась. – Нужно просто понимать, что представлял собой Омск в те годы: в городе были те, кто сидел, и те, кто их охранял. Больше здесь никого не было, не было и никаких театральных традиций. Создание омского театра началось с ТЮЗа и Вацлава Дворжецкого. Он был колоссально начитан, эрудирован, у него было чувство вкуса, стиля и умение организовать людей. И вот это – самое главное, потому что в городе без театральных традиций создать театр было крайне сложно, но он смог.

​В ТЮЗе вспоминают, что в спектакле "Хижина дяди Тома" Вацлав Янович так убедительно играл отрицательного героя – "рабовладельца", что дети часто кидались к сцене бить злодея, чуть не срывая спектакль.

За несколько лет работы Вацлава Дворжецкого омский Театр юного зрителя добился большого успеха, труппа начала гастролировать по соседним городам. От ТЮЗа Вацлав Дворжецкий получил запись в трудовой книжке и комнату недалеко от работы. В здании бывшего театрального общежития, где жил Дворжецкий после освобождения, сейчас находится музей "Либеров-центр".

– С 1930-х годов в этом здании было общежитие. Вот здесь, в нынешнем парадном зале, жил Вацлав Янович Дворжецкий, – рассказывает главный хранитель музея Нина Шугаева. – Трудно представить сейчас, но комната была здесь, крайнее правое окно. Жил тут и голубей разводил, голуби повадились жить здесь с тех самых пор.

– В 1988 году Дворжецкий приезжал в Омск, снимался на фоне нашего музейного домика и рассказывал, что он здесь жил, – вспоминает директор "Либеров-центра" Елена Буйнова. – Здесь, напротив, была лодочная станция. Насколько я знаю, у Вацлава Дворжецкого была первая яхта, самодельная, возможно, с этой лодочной станции он отправлялся в плавание по реке Омке.

В Омске Вацлав Дворжецкий познакомился со своей женой – актрисой Таисией Рэй, в 1939 году у них родился сын – в будущем знаменитый актер – Владислав Дворжецкий. В омском Театре юного зрителя примерно за три года Вацлав Дворжецкий сыграл 16 ролей в 13 спектаклях. Четыре спектакля он поставил сам, как режиссер. Позже актер работал в местном драматическом театре. Там Вацлав Дворжецкий не только играл на сцене, но и преподавал в театральной студии. В Омске актер работал много и успешно, здесь пригодился его огромный сценический опыт, приобретенный в лагерном театре ГУЛАГа.

​Лагерный "большой театр"

Вацлава Дворжецкого арестовывали дважды. Первый раз – в 19 лет. Студента Киевского политехнического института Вацлава Дворжецкого приговорили к 10 годам лишения свободы за участие в деятельности организации "Группа освобождения Личности" ("ГОЛ"), где молодые люди говорили о свободе мнений, читали Достоевского, обсуждали идеи Ницше и Гегеля.

С 1929 по 1937 год Вацлав Дворжецкий прошел через семь лагерей: Котлас, остров Вайгач, Пинюга – Сыктывкар, Соловки, Беломорско-Балтийский канал, Медвежьегорск, Тулома. Грузил лес, строил железную дорогу, гидроэлектростанцию, работал на свинцовых рудниках. В своей книге "Пути больших этапов" Вацлав Дворжецкий написал о том, как в 1931-м его заставляли закапывать трупы заключенных: "Чернеют пни?.. Господи! Это люди. Голые... мёртвые... мёрзлые... "Слушай команду! Всё собрать, снести в яму!" Управились к вечеру. Сравняли яму. Вернулись в камеру. По кило хлеба получили и пирожок с капустой. А руки немытые. Впереди ночь страшная... и руки немытые... Уснуть!.. Где уж тут! Долго не уснуть".

Вацлав Дворжецкий признавался: "Не знаю, что еще может быть такое страшное, чего я еще не пережил". Омский писатель Сергей Денисенко вспоминает, как Вацлав Дворжецкий рассказывал ему, что только в заключении он понял, что такое абсолютная свобода.

– В тюрьме на цементном подоконнике Вацлав Дворжецкий наточил отрезок металлической скрепки от обуви, – рассказывает Сергей Денисенко. – Он спрятал этот "ножичек" у себя в ботинке, чтобы иметь возможность в любой момент перерезать себе вены и "уйти". Тогда он, по собственным словам, и почувствовал себя по-настоящему свободным, потому что мог сам распоряжаться своей жизнью.

Вацлав Дворжецкий и Сергей Денисенко

Именно в лагерях Вацлав Дворжецкий впервые вышел на театральную сцену. После изнурительных рабочих смен он шел играть в лагерный театр "Туломская театральная экспедиция", а позже попал в настоящую труппу. В Медвежьегорске, в лагере на строительстве Беломорско-Балтийского канала его пригласили в местный "большой театр" – тюремную труппу, которая состояла из настоящего режиссера, директора и репрессированных профессиональных артистов. Будучи зэком сталинского ГУЛАГа Вацлав Дворжецкий играл в спектаклях вместе с великими актерами Мариинского и Александровского театров, второй студии МХАТа. Спектакли лагерного "крепостного театра" были очень популярны, и культбригаду отправляли в соседние лагеря на гастроли.

Вацлав Дворжецкий говорил, что в Медвежьегорске ему довелось играть, возможно, в самой великой труппе в своей жизни: "Там была огромная концентрация порядочности, мужества, доброты и – свободы. Это объективно, поверьте мне, и это не идет ни в какое сравнение с сегодняшней разобщенностью и отчужденностью людей, формально свободных", – вспоминал Дворжецкий.


– За счет репрессированных деятелей культуры к концу 40-х культурный слой Сибири сильно возрос, – говорит кандидат исторических наук Александр Минжуренко. – В архиве УФСБ по Омской области находится около 15 тысяч архивных уголовных дел по "политической" – 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР. Большинство дел позже было прекращено в связи с отсутствием состава преступления – по реабилитирующим статьям. Заключенные оставались в наших краях на поселении после каторги, обзаводились семьями, общались с единомышленниками. Многие эти сталинские зэки были выдающимися деятелями культуры и внесли огромный вклад в развитие культуры в Сибири.

Второй раз Вацлава Дворжецкого арестовали в 1941 году уже в Омске. Сотрудники НКВД пришли за ним, когда он с женой купал 2-летнего сына Владислава. Чекисты к тому моменту уже допросили актеров омской драмы и собрали доказательства для нового дела на "врага народа". Большинство коллег дали показания против него: "В августе 1941 г. Дворжецкий восхвалял действия немецкой авиации в бомбардировках советских городов… Высказывал террористические намерения в отношении руководителей советского правительства, думал о побеге к немцам, критиковал Гитлера за то, что он не дает команды бомбардировать глубокие тылы", – говорилось в сохранившихся в архивах материалах следствия.

Из рукописи "дела №13503 по обвинению Дворжецкого Вацлава Ивановича", которая хранится в музее Омского театра драмы, следует, что актера обвинили в контрреволюционной агитации. В протоколе допроса от 15 августа 1941 года Вацлав Дворжецкий написал: "Виновным себя не признаю, обвинение не соответствует моему образу мышления". А в протоколе от 14 января 1942-го обвиняемый уже под всем подписался. Он был признан виновным по 58-й статье и отправлен на 5 лет в исправительно-трудовой лагерь. Почти весь второй срок Вацлав Дворжецкий отбывал в Омске. Снова – голод и смерть. "В лагере только лозунги "Все для фронта!" 200 граммов хлеба давали и баланду: вода и капуста. Пухли от голода. Двигались с трудом. Не успевали вывозить мертвых", – вспоминал актер.

В 1946 году Вацлав Дворжецкий вышел на свободу, его брак распался, пришлось начинать жизнь с нуля. Покинуть Омск актер смог только после смерти Сталина в 1955 году. Оставшуюся часть жизни он прожил в городе Горький (сейчас – Нижний Новгород). Реабилитирован Вацлав Дворжецкий был только в июле 1992 года, через год после этого его не стало.