«Коридорные» войска, или кто зарылся в норы в степях Приазовья
Прежде чем мы рассмотрим количественный и качественный состав группировки войск (ГВ) "Восток", которая, собственно, сейчас и пытается обороняться в так называемом "сухопутном коридоре" между оккупированным г-ном Крым и оккупированными районами Донецкой области Украины стоит сделать несколько замечаний.
Приведенные цифры и характеристика (и соответственно, размер) формирований противника будут относиться к операционным направлениям, которые употребляются именно в украинских органах военного управления, в отношении войск противника, а не так, как принято у наших рядовых граждан, или СМИ. Они существенно отличаются. Полосы и направления будут иными, чем те, которые вы привыкли слышать или о которых читали. Поэтому вы здесь не встретите Бердянского или Мариупольского направлений, на Токмак или Мелитополь. Здесь будут фигурировать только 2 — Ореховский и Новопавловский.
Также следует иметь в виду, что приведенные данные будут относиться не только, собственно, к тем участкам и направлениям, где ведется наступление ВСУ, но и к другим, включая и те, о которых я не часто упоминаю в своих обзорах.
Общая зона ответственности ГВ "Восток", к которой будут отнесены приведенные данные, составляет отрезок фронта примерно от окрестностей г.Васильевка до района севернее с.Владимировка.
Кроме того, следует помнить, когда вы будете читать определение "бригада", "полк", "батальон" следует иметь в виду, что степень их укомплектованности личным составом и основными образцами вооружения и военной техники (ОВТ) в реальности, ну-у-у очень разная. Полностью (на 100%) укомплектованных, в этом отношении, соединений, частей и подразделений в составе всей российской группировки, развернутой в Украине, почти не существует. Даже, включая так называемые "новосформированные". Это все справедливо и для ГВ "Восток".
К тому же, совсем не редкость, когда формирования противника уровня полк\бригада действуют не в своем "полном штате", а лишь частью своих подразделений. К примеру, мотострелковая бригада вместо 3-х мотострелковых батальонов + танковый батальон, действует на практике только 2-мя батальонами усиленными парой танковых рот из состава танкового батальона.
Поэтому, при восприятии ниже приведенных данных, все это следует учесть.
Итак, ГВ "Восток" по состоянию на 6 суток назад
Ее основой является 58-я общевойсковая армия (ОВА) Южного военного округа (Юж.ВО) + все 4 ОВА Восточного военного округа (В.ВО) - 5-я, 29-я, 35-я и 36-я.
Кроме того, на данный момент, в состав ГВ "Восток" введены отдельные части и соединения из состава 49-й ОВА Юж.ВО, воздушно-десантных войск (ВДВ) вс рф, а также морской пехоты черноморского и тихоокеанского флотов и каспийской флотилии вмф рф, 68-го армейского корпуса (АК), а также части и соединения окружного подчинения обоих округов, войска (силы) которых, задействованы в этой операционной зоне.
В общем, это:
- около 105 тысяч личного состава
- примерно до 470 танков
- до 1410 единиц боевых бронированных машин (ББМ)
- не более 720 единиц артиллерийских систем (ствольной артиллерии, калибром от 100 мм)
- до 230 единиц установок реактивных систем залпового огня (РСЗО)
- а также в 12 ПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК)
- вполне возможно, что здесь может присутствовать и в 6-8 ПУ тактического ракетного комплекса (ТРК)
В частности, из состава ГВ "Восток", по направлениям действуют:
1️⃣Новопавловское направление
- отдельных мотострелковых (танковых) бригад, а также бригад морской пехоты – 11
- мотострелковых, десантно-штурмовых, танковых полков – 9
- отдельных стрелковых полков – 4
- отдельных мотострелковых батальонов - 2
- отдельных стрелковых батальонов - 2
- отдельных сводных тактических отрядов (объемом - до батальона), включая отряды типа БАРС - 4
В резерве, так называемой "первой очереди" (по сути, формирование маршевого пополнения) – 1 мотострелковый полк и 1 резервный батальон
2️⃣Ореховское направление
- отдельных мотострелковых бригад, бригад морской пехоты, отдельных бригад прикрытия и сводных тактических групп военных баз - 4
- мотострелковых, десантно-штурмовых полков и отдельных полков морской пехоты – 15
- отдельных мотострелковых (моторизованных), танковых, морской пехоты батальонов - 7
- отдельных стрелковых батальонов – 3
- отдельных сводных формирований батальонного уровня, включая формирование коллаборантов и типа БАРС - 12
В резерве первой очереди здесь также функционируют 1 мотострелковый полк и 1 резервный батальон.
Итак, какие мы можем сделать выводы из этих данных. На мой взгляд, их несколько:
Очевидно, что ГВ "Восток" имеет траблы с ВВТ, которых явно на всю эту ораву формирований не хватает. Это тем более выглядит странно, потому что командование противника явно готовилось к проведению стратегической оборонной операции на южном направлении заранее и предоставляло ГВ "Восток" в вопросе комплектования его ВВТ, в течение достаточно длительного периода времени, определенный приоритет.
Очевидно, что эти траблы с ВВТ у ГВ "Восток" не носят для него такого острого характера, как например у ГВ "Днепр" или ГВ "Запад" именно потому, что она обороняется и имеет возможность обходиться меньшими объемами ВВТ. Более того, на определенных направлениях и участках ее командование явно смогло сформировать определенный резерв ВВТ.
Очевидно, что наличие\отсутствие достаточного количества основных типов ВВТ напрямую влияет на такой ключевой показатель боевых способностей войск, как уровень их мобильности (манёвренности). Пока ГВ "Восток" обороняется, это не носит кардинально отрицательного характера для нее. Но если ей внезапно придется перейти от позиционной обороны к мобильной (маневровой), например в случае гипотетического прорыва ВСУ ее главного рубежа обороны, это может приобрести для нее резко отрицательный характер.
Очевидно, что наличие в составе ГВ "Восток" самых разнообразных "по калибру" формирований (от привычных кадровых полков и бригад, до каких-то полууправляемых "добровольческих" батальонов и формирований типа "Шторм-Z" и "частно-контрактных батальонов") достаточно существенно отражается на качестве и устойчивости боевого управления войсками. Кроме этого, такие вопросы, как пополнение личным составом, материально-техническое обеспечение войск (МТО), поддержание должного уровня боеспособности, как говорится, приобретают, в таком случае, "новое звучание".
Одно дело – когда у вас войска имеют более-менее однородную организационно-штатную структуру, с хорошо известным статусом личного состава, набором штатного ВВТ, и совсем другое – когда у вас какой-то малоуправляемый конгломерат формирований самого разного уровня и окна. барсиков", "мобиков", "добровольцев", "территориалов" и других "частных бойцов" или даже зеков, с малопонятным штатом, системами управления и подчинения.
Налаживание взаимодействие между ними, боевое управление и другие вопросы - становятся проблемой. Ведь их же всех еще нужно одевать, снаряжать, кормить, поить, снабжать БК и топливом, не говоря уже о запасных частях, автотранспорте или ВВТ.
Нет, конечно, все это вполне возможно наладить и отработать. Но на это нужно время и возможность, которую должна предоставить ситуация на фронте. Однако, когда ситуация там приобретает "отрицательный характер", то любые формирования бросают в бой, мало задумываясь над вопросами типа сколько суточных порций жратвы, когда и как быстро нужно подать этому формированию на передний край, и как довести до него достаточное количество топлива.
Как говорится, в таком случае - "промедление - смерти подобно".
Теперь немного подытожим
Более чем стотысячная группировка войск противника, развернутая в "сухопутном коридоре" вдоль северо-азовского побережья, несомненно, серьезный противник. Тем более, когда она опирается на подготовленную систему обороны оперативного уровня с заранее оборудованной полосой обеспечения и главным рубежом обороны, и вдобавок - преимущество в воздухе. Но это вовсе не означает, что она "непобедима". У нее, очевидно, существуют свои недостатки и уязвимости. Вопрос заключается в том, как лучше этим воспользоваться...