"Валдо и его бабушка. Почему Зеленскому лучше молчать" - Макс Гадюкин

"Валдо и его бабушка. Почему Зеленскому лучше молчать" - Макс Гадюкин

Плохо, когда команда одного политика повторяет стратегию нехорошего персонажа из «Чёрного зеркала». Видимо, этот штаб смотрит только «Сватов».

Сериал «Чёрное зеркало» подарил нам множество прекрасных аналогий, применимых в реальной жизни для красного словца. Думаешь о расширенной виртуальной реальности, способной принять тебя в любом агрегатном состоянии, даже после смерти — вспоминаешь Сан-Джуниперо, задумываешься о рекламе — и сразу всплывают тренажёры из «15 миллионов заслуг». Увы, как бы страшно это ни звучало, теперь наиболее отбитая антиутопия провела параллели с Украиной и нашими президентскими выборами. Разве не повод задуматься?

Вкратце: кто такой Валдо

Допустим, сериал вы не смотрели. Или оценили, но как обычный зритель — не присматриваясь к деталям и не запоминая названия. Сам так делал сначала. Итак, второй сезон третья серия. Главным героем выступает Джейми Солтер, неизвестный комик и признанный неудачник по жизни. Ему выпадает настоящий шанс на миллион — нужно лишь сидеть за панелью приборов, двигать джойстиками и дарить виртуальному аватару свою мимику. А зовут это цифровое чудо Валдо, оно выглядит как изрядно перепивший Messy из детского мультика.

Сиди себе, дёргай рукоятки, от души высмеивай любого политика — многие из нас пожертвовали бы всем ради такой работы. Но вот Солтер оказался парнем попроще, и заметил тревожный звоночек. Валдо стал настолько популярным, что превратился в инструмент политического влияния. А зрители оценивали за мультяшной ухмылкой любую шутку, насколько бы чёрной и заказной она не выглядела. Комиков любят все, особенно символических, без личности — тогда каждый видит в нём отражение самого себя.

Само собой, актёр решил спрыгнуть с этого дела. И знаете, что? Валдо спокойно продолжил жить без него. Просто за пульт посадили другого человека.

Серию недолюбливают критики, однако для нас она чересчур реалистична. Напоминает выражение «мем смешной, ситуация страшная»: как мы докатились до прямого сравнения с наиболее оторванным от реальности, хоть и наполненном аллюзиями сериалом? Наш премьер не насилует свинью, ограничившись экономикой государства. Раньше это была единственная параллель. Теперь мы рискуем получить ещё и несуществующего президента. Ведь Кристиан Бэйл, при всём своём желании, не является Бэтменом, а Генри Кавилл не умеет летать без павильона и 3D.

Видимо, наши сограждане думают иначе.

Валдо, которого мы заслужили

Люди влюбились в виртуального персонажа. Да, лица здесь совпадают, и тембр голоса, и мимика. Но реальных свершений, как вы сами прекрасно понимаете, нет и быть не может. Только шлейф из уже совершённых фэйлов, once upon a time in Jurmala. Однако оценивать политика по его карьере комика — дело гиблое. Ничего ты, начальник, не пришьёшь, потому что лицо в телевизоре отвертится и снова перейдёт в наступление.

А мы шить и не будем. Просто ознакомимся с перспективами страны на ближайшие два года. У нас есть кредитные обязательства перед МВФ, и 2020–2021 годы выглядят наиболее тяжёлым временным отрезком на нашем пути к развитию. Здесь нужен опытный капитан, который проведёт корабль через рифы и не зацепит ни один из них. Шутник может постоять возле рубки, но на предельно безопасном расстоянии от штурвала.

Нет рынка земли, ведь власть в последний момент провела по губам всем сторонникам реформ. Вы представляете, как добиться его внедрения? Только грамотной политической игрой, давлением на наиболее мощных оппонентов. Лобби крупных землевладельцев, которым выгодны паи, прекрасно прикрывает нынешняя оппозиция. Противостоять такому блоку можно лишь с помощью уже сформировавшегося политика, который играет с обдумыванием ходов наперёд. Голобородько же только в фильмах мог пострелять на камеру, в жизни стрелялка поменьше будет.

У нас есть кадровое похмелье. Увы, Пётр Порошенко слабо работает со своей молодой командой, выплёвывая на важные посты то Савченко, то ещё какого-нибудь Кадырова. На местах подобных кадров хватает, и последствия их неумелой работы разгребать придётся всей стране. Как с этим справиться новичку, понятия не имею. Скорее всего, на проблему будет забит болт.

Нет налога на выведенный капитал (НнВК), который помог бы вывести бизнес на совершенно новый уровень. Да, эта игрушка дорого стоит, но окупается получше бара на железнодорожном вокзале. За примерами далеко ходить не надо — например, «Квартал» Зеленского смог бы завершить хоть один год без постоянных убытков.

Судебная реформа. Медицинская реформа, которую надо оберегать от внешних факторов. Да много чего, здесь надо пятитомник заданий на будущее составлять.

Но Валдо не умеет бороться с реальными проблемами. Его удел — скатить в стёб любую тему. Он не создан для решения чего-то более настоящего, чем проекция на мониторе. Потому вместо прогресса, изучения важных для Украины моментов наш синий гость либо отсиживается в соцсетях, либо идёт на максимально комфортные эфиры. И, конечно же, проводит встречи с представителями IT (фэйл) и бизнеса (фэйл), каждый раз демонстрируя собственную некомпетентность. Министерство инноваций и утреннего кофе.

Паром в роли спорткара

Обычно такую роль отводят техническим кандидатам. Однако Зеленский сыграл на популизме, необразованности огромного количества граждан и известности как себя, так и своего телевизионного альтер эго. И паром понравился спонсору настолько, что его решили снять с тросов и использовать как основной способ передвижения. Сразу посыпались погрешности, которые могли быть незапланированными — иначе Зеленского натаскивали бы по фактажу, чтобы он не позорился на эфирах и встречах.

Ведь холостых выстрелов хватает. Ознакомившись со свежими подвигами молодого оратора, я захотел только посмотреть его потуги в Hate Night Show. Этого, конечно же, не будет, пока программа не перейдёт на «1+1», потому остаётся только мечтать. Так как заткнуть молодое дарование невозможно, задаю себе вполне логичный вопрос: если политик должен маскировать свои ошибки, зачем Зеленский проводит встречи, на которых неизбежно выпадает из обсуждения? Паром не может лопатить воздух быстрее Ferrari.

Видимо, у Валдо сценаристы были получше, и за пультом сидел более профессиональный исполнитель. У Зеленского прикрыта только денежная сторона вопроса: партнёр ресурсами снабжает, диджитал-штаб работает, кампания продвигается. Претендент не готов к схватке, и даже этого не скрывает. Но крутить педали ему всё равно придётся до последнего — ведь в сторонке раздувает ноздри разъярённая бабушка в кудрявом чепчике. И выбраться из капитанской рубки можно только после выборов, но это не точно.

Вы ведь боитесь идти на приём к интерну вместо врача. И никогда в жизни не перепишете «по приколу» квартиру на собственного ребёнка, ожидая, как минимум, пока он наберётся опыта (или купит свою). Что там говорить, вы в такси не сядете, если там за рулём окажется шестилетний ребёнок. И я тоже не сяду. Но почему у такого авторитарного электората, желающего вешать, расстреливать и рубить руки штабелями, правила почему-то работают избирательно? Ведь в случае ошибки уехать получится не у всех.

Отвечая на вопрос в заголовке, хочется подчеркнуть: почему же Зеленскому лучше молчать? Во-первых, в эти моменты не так стыдно за страну; во-вторых, один кандидат в президенты уже ворочал подобным словарным запасом, сейчас он живёт в Ростове и чуть не привёл нашу страну к полному фиаско. Не хочется повторять, хотя дежавю никуда не денешь.

Примечание автора. В той самой серии «Чёрного зеркала» Валдо, несмотря на широкую популярность среди люмпенов, таки финишировал вторым. Чего я нашему клону и желаю на предстоящих выборах.

Макс Гадюкин