Валентина Теличкина: Что заставило звезду советского кино надолго пропасть с экранов

Валентина Теличкина: Что заставило звезду советского кино надолго пропасть с экранов

Валентина Теличкина. В 1960-1970-х гг. она была одной из самых ярких и самых востребованных звезд советского кино, а в конце 1980-1990-х гг. пропала с экранов. При этом она никогда не испытывала недостатка в предложениях режиссеров, но часто отказывалась от съемок. Исключения Теличкина делала редко – как, например, в случае с «Бригадой» и «Есениным». Что заставило знаменитую актрису на пике популярности сделать долгую паузу в кинокарьере – далее в обзоре.

Валентина Теличкина была 7-м ребенком в деревенской семье. Ее мать работала продавщицей, а отец был известным во всей округе мастером по изготовлению валенок. Его судьба сложилась драматически – он был раскулачен, много лет провел в тюрьме. Артистические данные проявились у Валентины еще в детстве – она занималась в художественной самодеятельности, пела частушки, декламировала стихи, танцевала, играла на гитаре в струнном оркестре. В школе она вела сразу 3 кружка: драматический, танцевальный и художественного слова. Поэтому после окончания школы даже не раздумывала о том, какой путь выбрать дальше. Теличкина уехала в Москву и с первой попытки поступила во ВГИК.

Ее кинодебют состоялся в 1965 г. в фильме «Таежный десант», а спустя еще 2 года она сыграла роль, ставшую одной из лучших в ее творческой биографии – курьера Валю в мелодраме Сергея Герасимова «Журналист». Эта работа стала знаковой и поворотной в ее творческой судьбе. Теличкина говорила: «Актерская судьба во многом зависит от случая. Мне повезло стартовать в фильме Герасимова «Журналист». Дело в том, что Сергей Аполинарьевич в основном снимает своих учеников и приглашает актеров со стороны крайне редко. Это как раз был мой случай. Герасимов считается своеобразным талисманом, даже если ты у него сыграешь не очень удачно, дальше твоя актерская судьба обречена на успех. Главное – уметь воспользоваться такой удачей». И актриса сумела воспользоваться этим шансом.

С тех пор Теличкина сыграла большое количество киноролей. Актриса всегда была очень избирательна в профессии и не соглашалась на съемки, если сценарий ее не устраивал – считала, что при «всеядности» невозможно сохранить свою индивидуальность, и что главное для актера – не повторяться. Режиссеры даже иногда изменяли характеры героинь, чтобы заручиться ее согласием. Всесоюзную славу Теличкиной принесли фильмы «Начало», «Пять вечеров», «Трясина», «Портрет жены художника», «Не может быть!», «Зигзаг удачи», «Васса», «Где находится нофелет?».

До 1980 г. Валентина Теличкина была полностью поглощена творчеством и все свое время и силы отдавала любимой профессии. Поэтому и замуж она вышла довольно поздно – в 35 лет. Тогда же у нее родился сын Иван. И после этого радости материнства и семейные ценности вышли для нее на первый план. С тех пор актриса снималась редко, посвятив себя мужу и ребенку.

Когда отечественный кинематограф переживал кризис, Теличкина продолжала получать предложения от режиссеров, но в большинстве своем они ее разочаровывали. Она признавалась: «Я не сыграла бы ничего, что несет за собой соблазн, растление, в любой, даже самой привлекательной форме. Я бы не стала своим творчеством проповедовать сомнительные ценности. И я рада, что мне удается следовать своим принципам. Даже когда очень нуждалась в средствах, я смогла отказаться от нескольких ролей, обещавших мне безбедное существование, но весьма сомнительных по своему духовному смыслу». Из-за длительного творческого простоя она даже впала в депрессию, а побороть подавленное состояние ей помогла живопись. В 2000 г. Валентина Теличкина провела персональную выставку.

Когда актрисе предложили сыграть мать главного героя-бандита в сериале «Бригада», она долго сомневалась – настораживала сама тема, хотя сценарий ее привлек своей профессиональной состоятельностью. Позже она не жалела о своем решение и вместе с Сергеем Безруковым снялась еще в одном сериале – она сыграла мать главного героя в «Есенине».

Теличкина рассказывала: «Конечно, приятнее было бы ощущать себя матерью гения: Гоголя, Есенина, чем матерью бандита. Но я счастлива, что сыграла эту роль. Потому что не всегда мама знает судьбу своего сына. Вообще, когда прочитала сценарий «Бригады», я пришла в ужас от того, что Саша Белый после всего этого остается жив. Тогда подумала: он ведь будет жить и убивать. Помню, спросила у режиссера Алексея Сидорова: «Алеша, ну какой пример мы подаем? Нельзя после стольких ограблений и убийств оставлять героя в живых, тем более, когда его играет такой обаятельный и талантливый Сережа Безруков». Чем он мог мне возразить? Тем более что сам жил тяжелее многих из нас, и меня в том числе. А потом единственный сын Сидорова организовал банду, сел в тюрьму на 13 лет. И это происшествие изменило жизнь Алексея. Он не стал снимать продолжение «Бригады», хотя об этом его очень настоятельно просили серьезные люди... Вы знаете, я до сих пор виню себя за то, что не смогла убедить режиссера убить главного героя. Может, тогда все сложилось бы иначе...».

За всю свою творческую карьеру актриса снялась более чем в 80 фильмах, но к славе она до сих пор относится с иронией и звездой себя не считает. Валентина Теличкина не устает повторять, что главное в ее жизни – это семья, которую она называет своей крепостью и своей радостью.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/100119/41911/