Все-таки внутреннее состояние действительно определяет взгляд на окружающий мир.
Стоило мне на несколько дней выпасть из фб-круговорота и посвящать время живому общению с родными и вообще общаться с жизнью напрямую, а не через виртуальных посредников, как и душа успокоилась.
И вот я уже вижу в среде, в которой еще пару дней назад выискивала недостатки, уже и недостатки вовсе, а особенности.
После моего первого поста, вызвавшего столь много резкой негативной реакции со стороны украинцев, я задумалась, почему так.
В политическом плане я ведь выбрала сторону еще с момента аннексии Крыма и до сих пор убеждена в том, что Россия в лице Кремля поступила не просто несправедливо, а мерзко и не этично.
Но за эти несколько лет, надо отдать должное, и я изменилась, это правда. За последние несколько месяцев я поняла, что больше не принимаю любой ура-патриотизм.
Неважно в какой стране. И неважно ради благих намерений он или нет. Сегодня для меня само понятие патриотизма просто чуждо, потому что я знаю не понаслышке, к каким последствиям для души человека это приводит.
Для меня достаточно любить страну, но без фанатизма. Любить по-настоящему, то есть давать ей воздух принимать решения и нежно заботиться, не принуждая, а поддерживая на крутых поворотах. То есть всегда держать середину, баланс.
Я думаю, моя нет, не проблема, а уже нечто вроде моей особенности состоит в том, что пожив и в Москве 9 лет, и в Киеве 3,5 года, я, выбрав украинскую сторону, сейчас просто-напросто выскочила на какой-то третий уровень. За пределы двоичной логики.
За несколько дней в родном городе я видела разных людей - и гопников, и быдло, но еще я встретила и прекрасных добрых людей.
Поэтому для меня сегодня так важно не делить людей по принципу территориальному: мне уже неважно, живет ли человек в стране агрессора или является украинцем, - мне важно, удается ли человеку оставаться человеком, несмотря на пропаганду и логику военного времени или нет.
Если не удается, то это ни плохо, ни хорошо. Просто это истинный, например, россиянин или украинец, или американец, или немец. И потолок его мировоззрения определяется национальной идентичностью со страной, где он живет, или где он родился. Это уже высокий уровень. Но я знаю, что не последний.
Если же удается ему преодолеть идентичность по крови или среды, и он смотрит на других, как на людей, не пытаясь их приравнять к национальному сознанию той или иной страны, то он человек. А может быть, даже уже - Человек.
И неважно, что сегодня кто-то может говорить, что та или иная страна, например, Украина или Россия, или Америка, или Германия пока не готова к космополитизму. Целая страна вряд ли когда-нибудь сможет выскочить на этот уровень. А вот отдельные ее жители могут.
***
В последнее время я много думала о том, кто я по национальной идентичности. И правда, я не могу уже однозначно ответить. И для меня это, если честно, уже и не так важно. Во мне есть по чуть-чуть от разных стран - от России - это как школьный аттестат, от Украины - это уже нечто вроде зачетки как в университете, потому что испытания, данные мне за эти годы, это уже совсем не уровень школьных предметов. Это уже своего рода высшая математика:)
А вот паспорт, если продолжать эту аналогию дальше, уже нечто большее. Я думаю, настоящий паспорт жизни мы получаем, когда выходим на уровень человека, то есть когда перестаем себя идентифицировать только с отдельной нацией, а становимся частью рода человеческого.
Я чувствую, что на пути туда. Это не хвальба. Отнюдь. Я знаю, какие риски это несет и понимаю, что чем ближе я буду приближаться к «званию» человека, тем сильнее будет меняться мое мышление и как следствие, язык - слова, которые для одних будут значить одно, для меня же будут окрашены совсем в другой смысл. Я начала с этим сталкиваться уже. И пока мне приходится объяснять, что я имею в виду, то есть говорить что-либо не как есть, а подбирать слова, смысл которых будет понятным для других. Не всегда, правда, пока получается)
***
Сегодня зашла в магазин за сигаретами. А я уже успела подружиться с продавщицей за эти несколько дней. И вот я ей говорю, что уезжаю скоро, она улыбается, говорит:
- Приезжайте еще.
И я понимаю, что на вот этом, человеческом уровне - и вправду мы можем быть друзьями. На национальном уже вряд ли. Пожелала ей хороших людей-покупателей. Она замолчала на мгновение и говорит так задумчиво:
-Да, хороших людей сейчас мало.
Я ей отвечаю:
-Так и от нас зависит, какие вокруг нас будут люди, способны ли мы другим людям тоже помогать становиться чуть добрее.
Она заулыбалась и призналась:
-Вы знаете, ко мне немного людей заходит в магазин, но все хорошие...Потому что я хорошая.
А я подумала, что так в жизни и работает - если ты сама хороший человек, если внутри гармония, то и люди будут притягиваться хорошие. И неважно, где и в какой стране они живут.
***
Наверно, мне так важно оставаться человеком даже во время войны, потому что, если (когда) она закончится, мне с моей совестью жить еще дальше.
Так что главное, мир внутри, чистая совесть и быть человеком. Остальное преходяще.
Мир вам, люди