Чтобы понимать полноту картины дружбы Ирана и России, нужно понимать ту реальность, в которой режим аятолл живет. Это реальность противостояния мировому злу в лице США, либеральных ценностей и Западной цивилизации (в понимании этого самого режима) в целом. Россия для них сейчас это очередное государство-изгой, вытесненное на периферию мира белых западных господ, вытесненное этими самими господами. В этой картине мира есть еще Израиль, а именно сионистское образование, которое должно быть уничтожено. Призвание наследия иранской революции — спасти всех исключенных, обиженных и изгоев и наказать всех выскочек и белых воротил от "золотого миллиарда". Вам это может показаться шизой, но режим аятолл живет так уже половину века, осуществляя экспансию в Йемен, Ирак, Сирию, Ливан и даже в сектор Газа (Исламский джихад — это прокси Ирана).
То есть всюду, куда может дотянуться и закрепиться.
Поведение Путина для Тегерана сейчас — модель для подражания. Вы справедливо спросите: как так? Путин ведь терпит одну сокрушительную неудачу за другой. Да, это так. Но не это важно для властей Ирана. Им важны не конкретные победы сейчас, им важна вечная война (в их понимании вечная революция, например боевики Хезболлы себя видят именно революционерами), постоянство и расширение. Пока есть это, режим живет в благополучии. Поражения на поле боя — все это вторично. Все это пыль на фоне вечного движения и вечной войны. Потери это тоже вторично: ликвидация генерала Касема Сулеймани, масштабные и сокрушительные удары Израиля по иранским войскам в Сирии, военное поражение Хезболлы в Ливане в 2006 году, неудачи иранских дронов пробиться через израильскую оборону (их успешно сбивают еще на границе) и многое другое.
Как видите, неудача за неудачей. Вам это ничего не напоминает?
У нас начинается девятый месяц большой войны. Что видит Тегеран? То, что Путин сохранил власть, а экономика России пережила все прогнозы быстрого захлопывания к лету; армия сохраняет управляемость, а мобилизация идет успешно (в понимании Ирана) — да, не идеально, но под сотню тысяч граждан ведь покорно мобилизовали? Мобилизовали. Все немногочисленные протесты разгромлены, а оппозиция успешно подавлена. Ненавистники, трусы, соевые граждане — все эти черви, отравленные бациллой либерализма, бежали из государства, как только Путин объявил тотальную войну (решился на мобилизацию). Они бежали, а не дали бой. Это важный пункт. Запад не решился на открытый ответ. Некоторые крупные лидеры, вроде Эрдогана, по-прежнему считают Путина легитимным властителем, с которым можно делать дела и общие проекты.
Ну а то, что Россия потерпела ряд крупных военных потерь в Украине и несет большие потери, это не то, чем измеряется успех для Тегерана.
Ликвидированный иранский генерал Сулеймани поговаривал, что война это настоящий рай для мужчин, так как только там обнажается настоящее братство. В понимании Тегерана Россия отворила врата в этот самый рай, в пространство вечной войны и вечного расширения. Путин подает пример, что можно спокойно воевать (пусть даже с сомнительным успехом) и вам за это ничего не будет. Это вдохновляет Тегеран на свои военные авантюры. Например, на днях прошли большие военные учения КСИР (стражей) на границе с Азербайджаном и Арменией. По словам азербайджанского военного аналитика Агиль Рустамзаде, отрабатывались и планы захвата приграничных территорий Азербайджана военными силами Ирана. Вам это может показаться странным, но военная агрессия Ирана по отношению к Баку более чем реальна в обозримом будущем. Тем более что Тегеран рассматривает Азербайджан как некий форпост сионистов у себя на границах. А на фоне массовых протестов внутри самого Ирана желание провести маленькую победоносную войнушку против этого форпоста вполне может стать реальностью.
Так или иначе, Россия и Иран нашли друг друга, и я уверен, что эта общая тоска по кровавому раю и вечное желание власти ради самой же власти будет только увеличиваться.