За последние два десятилетия Венесуэла собрала один из крупнейших военных арсеналов в Западном полушарии. Поскольку ситуация в сфере безопасности в стране продолжает ухудшаться, вероятность того, что ее арсенал окажется в чужих руках, представляет серьезную угрозу для стабильности в регионе. Защита венесуэльского оружия от партизанских отрядов и контрабандистов с хорошо организованными маршрутами должна стать главным приоритетом для Соединенных Штатов и их региональных партнеров.
Президент Венесуэлы Уго Чавес и его наследник Николас Мадуро использовали угрозу «вторжения янки» в качестве предлога для закупки и накопления запасов оружия, преимущественно из России. В период с 1999 по 2019 годы в страну поступило российское оружие на миллиарды долларов в счет российских займов.
Хотя отсутствие прозрачности делает точный учет практически невозможным, в последние годы правительство Венесуэлы приобрело российские зенитные комплексы S-300, завезло сотни тысяч автоматов Калашникова и боеприпасов к ним и приобрело 5,000 ПЗРК «Игла-1» (переносные зенитные комплексы). Именно эти виды вообружения выставлялись на всеобщее обозрение на военных парадах в Венесуэле или фигурировали в отчетах об утечках. Без сомнения, в распоряжении венесуэльских военных находится гораздо больше стрелкового оружия и техники.
Защищенность этого оружия все чаще подвергается сомнению. Поскольку власть Мадуро неустойчива, можно предсказать, что в будущем коррумпированные наркогенералы поспешат распродать значительную часть своего арсенала, прежде чем бежать подальше от незадачливого правительства. И даже если Мадуро сможет сохранить контроль над захудалыми вооруженными силами страны, все же есть основания опасаться утечек оружия и военной техники.
Негосударственные субъекты давно пользуются политической нестабильностью Венесуэлы, а также хрупкостью ее границ с Колумбией и Бразилией, дабы создать опорные пункты и консолидировать свою власть в огромных неуправляемых районах.
Армия Национального Освобождения, она же Ejército de Liberación Nacional (ELN), колумбийское партизанское движение, хорошо зарекомендовало себя в Венесуэле и поддерживает отношения с военными. В Чавесе и Мадуро такие группы находили идеологического партнера и поддержку. Поступали многочисленные сообщения о том, что венесуэльские военные непосредственно вооружают партизанские отряды и даже уступают им территорию и руководящие должности в соответствии с кубинской доктриной «рассредоточенной обороны». Аналогичным образом, венесуэльский режим продемонстрировал готовность вооружать военизированные группы в целях сохранения репрессивного контроля над городскими территориями.
Бразильские наркоторговцы тоже выиграют от возможного краха в Венесуэле. В нескольких странах региона активно действуют такие молодежные организации, как бразильская Família do Norte («Северная семья») и главенствующий альянс Primeiro Comando da Capital (PCC). А бразильские банды, особенно PCC, уже были уличены в контрабанде венесуэльского армейского оружия в Бразилию.
Если правительство в Каракасе падет, мало кто сможет остановить поток оружия - и последствия для региона будут тяжкими. В частности, распространение ПЗРК представляет значительную угрозу для гражданской авиации (и даже военных самолетов и беспилотных летательных аппаратов). Помимо того, что они портативны, скрытны и легко становятся добычей воров, их нелегко обнаружить. С позиции на крыше здания ПЗРК «Игла-1», которые есть в распоряжении военных Венесуэлы, может сбить гражданский авиалайнер, пролетающий на высоте ниже 20 000 футов, на расстоянии до 4 миль.