Вера в кино

Вера в кино

Она мечтала о большом спорте, мастерски стреляя из лука, но в итоге попала в большое кино. «Не стреляйте в белых лебедей», «Выйти замуж за капитана», «Сошедшие с небес» – Вера Глаголева снялась почти во всей классике перестроечного кино, была секс-символом конца 80-х и в итоге нашла себя как режиссер.

Эталон обаяния и женственности, актриса, на фильмах которой выросли поколения, жизнерадостная и цветущая женщина, прекрасный режиссер с множеством творческих планов. Смерть Веры Глаголевой оказалась шокирующей новостью для всех, даже для многих ее друзей и знакомых. Ранее в СМИ появлялась информация о ее борьбе с раком, но Вера решительно все опровергала – в итоге ни у кого не осталось ни малейшего сомнения, что это неправда. Глаголева не допускала актерской игры в обычной жизни – всегда была честна и с собой, и со своими собеседниками. Однако тут, видимо, она все-таки решила отступить от своих правил – не хотела, чтобы ее борьба с тяжелой болезнью превращалась в сериал и муссировалась в различных бульварных шоу. Родные актрисы после ее смерти также обратились ко всем с просьбой воздержаться от лишних комментариев и просто помолиться о Вере тем, кто действительно ее любил.

Вера Глаголева появилась на свет 31 января 1956 года в Москве. В семье школьных учителей – Виталия Павловича Глаголева и Галины Наумовны Глаголевой, урождённой Белоцерковской – Вера была вторым ребенком. У нее был старший брат, и позже, вспоминая свое счастливое детство, актриса признавалась, что по увлечениям она и сама была скорее мальчишкой – например, обожала бокс. Для битв с братом пришлось выбрать мужское имя – Володя Вишнёв. «Это имя мы с братом придумали для меня, – улыбалась актриса. – И, надо сказать, боксировали друг друга мы по-настоящему. В детстве я была настоящей пацанкой».


Семья жила в квартире около Патриарших прудов, доставшейся в наследство от бабушки и дедушки Веры по материнской линии – Наума Овсеевича и Софьи Моисеевны Белоцерковских. Дед, конструктор закрытого КБ, был расстрелян в 38-м, после чего Софья Моисеевна, врач и научный сотрудник НИИ им. Казакова, была арестована как жена врага Родины. Ее осудили на восемь лет исправительно-трудовых лагерей, а Наума Овсеевича посмертно реабилитировали в 1956-м. После смерти бабушки Софьи в 1962 году вся семья Глаголевых переехала в ГДР, куда родителей Веры направили преподавать детям советских служащих.

За границей семья провела четыре года, много путешествовала. Самую страшную из этих поездок – в лагерь смерти Бухенвальд – Глаголева в дальнейшем с ужасом вспоминала всю жизнь. В Германии девочка начала заниматься в школьном кружке спортивной гимнастики, и по возвращении в Москву отец, которому нравился этот вид спорта, отдал дочь в профессиональную секцию. Восторга отца Вера не разделяла и через год бросила гимнастику, став заниматься стрельбой из лука. Довольно скоро юная спортсменка выполнила норматив на звание мастера спорта. «Надо делать три выстрела. Двенадцать серий по три выстрела. Не так тяжел сам лук, как тяжело натягивать тетиву. Это по весу аналогично шестнадцати, кажется, килограммам. Здорово устаешь», – вспоминала Вера Глаголева позже. Тогда же, попав в юниорскую сборную, она видела себя исключительно спортсменкой. Пока в жизни ее внезапно не появилось кино.


Роль Симы – девушки-сироты, бросившейся спасать сводного брата, – в картине Родиона Нахапетова «На край света» Вера Глаголева получила в 19 лет. Героиню, наделенную некой тайной, – вот кого искал режиссер и кого случайно заметил на одной из кинопроб. Однако предложение его ассистентов Вера первоначально отвергла. «Я не хочу быть актрисой. Я мастер спорта по стрельбе из лука», – ответила она, объяснив, что пришла на пробы за компанию. И тем не менее юную спортсменку уговорили.


Из знакомства с режиссером Нахапетовым родился сначала успешный творческий, а затем и семейный союз. Это, конечно, способствовало росту популярности Веры. В конце 80-х актриса стала настоящим секс-символом российского кинематографа. Миллионы девушек мечтали походить на Веру Глаголеву и копировали ее образ. Мужчины же признавались, что по нескольку раз ходили на фильмы с ее участием, часть из которых –«Сошедшие с небес» и «Выйти замуж за капитана» – сейчас называют классикой перестроечного периода.


Критики считали, что у Веры уникальный типаж – внешняя хрупкость в сочетании с большой внутренней силой. И, безусловно, огромный талант. Еще в начале ее кинокарьеры Анатолий Эфрос был настолько поражен ее мастерством, что, едва познакомившись, утвердил Глаголеву на одну из главных ролей в фильме «В четверг и больше никогда», а затем и вовсе предложил ей стать примой в театре на Малой Бронной. Глаголева позже вспоминала об Эфросе с исключительной теплотой, в том числе и как об учителе, но от предложения любимого режиссера тогда отказалась.


Такое решение, на самом деле, принял тогда ее супруг – Нахапетов хотел детей и теплого очага дома. Вера Глаголева согласилась, но очень скоро пожалела о своем решении – в 1989 году ее муж просто взял и не вернулся со съемок фильма в Америке. В своей автобиографии Нахапетов писал: «В 1974 году, когда я начинал работать над фильмом “На край света”, мне попалась на глаза очаровательная 18-летняя девчушка, которая сначала сделалась героиней фильма, затем завоевала мое сердце, потом стала моей женой, родила прекрасных девочек, работала со мной, понимала меня, ждала, когда я уезжал, верила и любила. Все это – вся моя жизнь с Верой – уходило теперь в прошлое».


Вера не любила об этом говорить, называла все «прошлым», личную драму преодолевала с помощью работы. Она активно снималась, участвовала в антрепризных спектаклях и присматривалась к профессии режиссера. Вскоре Глаголева дебютировала в качестве кинорежиссёра, сняв фильм по сценарию Светланы Грудович «Сломанный свет» – о судьбе актеров, оставшихся без работы после развала Союза, и о гибели советской системы кинопроизводства в целом.


Внести свой вклад в развитие кинопроизводства Глаголева как-то предложила бизнесмену Кириллу Шубскому, с которым познакомилась на кинофестивале в Одессе. Встреча за встречей – и вот у них с Шубским уже крепкий семейный очаг. Семья, налаженный быт, рождение третьей дочери – все это позволило сделать новый виток в том числе и ее карьере. Новые фильмы, участие в новых спектаклях и новые режиссерские работы, каждая из которых достойна внимания: «Заказ», «Чёртово колесо», «Одна война», «Случайные знакомые», «Две женщины». Глаголева нередко признавалась, что все свои роли она готова отдать за свои режиссерские работы. Воспринимая работу за счастье, она старалась изменить стереотип к себе лишь как к актрисе. Весь последний год полным ходом шла подготовка к съемкам ее нового фильма.