30 сентября 2017 года Вере Кузьминичне Васильевой исполнилось 92 года. Вера Васильева начинала карьеру с ролей простых деревенских девушек. «Сказание о Земле сибирской», «Свадьба с приданым». Но для большинства зрителей она в первую очередь киномама. На экране она была мамой и Александра Абдулова, и Веры Глаголевой.
Разменяв десятый десяток, актриса продолжает играть в театре Сатиры, участвует в антрепризах, по-прежнему ездит на гастроли и продолжает мечтать о новых ролях. Мы сняли актрису в своей гримерке, где она показала нам свои шикарные платья, которые она порой меняет за спектакль до 12 раз. Наряды помогают ей вжиться в образ голливудской кинодивы. А может, просто хочется стереть из памяти латанные-перелатанные юбки и стоптанные ботинки из своего детства.
Она выросла в бараке, живя в одной комнатке с родителями, двумя сестрами и братом. В юности Васильева искренне считала себя обычной, неинтересной, даже некрасивой. Ни фигуры, ни талии — ничего общего с ее любимыми героинями из романов, которыми она зачитывалась. Ну кто в такую влюбится? В какой-то момент Вера твердо решила, что лучше уйти из жизни молодой! Выпить яд или перерезать вены.
Первую роль Васильева сыграла уже на третьем курсе театрального училища. Картина «Сказание о земле Сибирской» имела оглушительный успех. После премьеры в Доме кино режиссер Иван Пырьев пригласил Васильеву в гостиницу на разговор. «Пора бы тебе меня отблагодарить!» — заявил он, притянув девушку к себе. Вера вырвалась и бросилась к двери. «Ты больше никогда не будешь сниматься в кино!» — прогремело ей вслед. И действительно несколько лет ее практически не брали в кино.
Позже у Веры Васильевой была еще одна яркая роль — в фильме «Свадьба с приданым». Это был первый советский мюзикл, говоря современным языком. Главным украшением картины стали ее герои — Вера Васильева и Владимир Ушаков. Зрители не сомневались, что эти двое и в реальности влюблены друг в друга. Но на самом деле Васильева любила совсем другого мужчину. Режиссера Бориса Равенских. Кто-то называл его гением, кто-то тираном и деспотом, а кто-то и вовсе считал его странным, одержимым человеком. Он ворвался в жизнь Веры, как ураган. В их отношениях бывало всякое. Он мог нагрубить ей на репетиции в театре, уйти, хлопнув дверью. Но стоило ему появиться и улыбнуться, как Вера снова забывала обо всем. В эти моменты она верила — ничто не помешает им быть вместе. И, конечно, как всякая девушка мечтала о свадьбе… Но шли годы — а Равенских все не звал ее в ЗАГС. А рядом с Верой был еще другой мужчина. Ее партнер, Владимир Ушаков. С первых репетиций он не сводил с нее глаз. Все вокруг знали — в том числе и Васильева — что он был влюблен в нее. Ушаков смиренно ждал... И дождался! Вера Васильева поняла, что не может зависеть от капризов Равенских и выбрала любящего, надежного Ушакова.
Васильева старалась не вспоминать о Равенских. Но ее первая, неоконченная история любви сидела глубоко в сердце. И один раз чуть не вырвалась оттуда! Через 10 лет после расставания они случайно встретились. Вера Васильева вспоминает: «И я закрыла глаза, чтобы не смотреть на него. Потому что если бы я посмотрела, я могла бы все бросить. Я боялась, что если он мне скажет — Вера, мы должны быть вместе — я бы не смогла сказать нет…»
Зимой 1980 года на гастролях Васильева узнала, что Борис Равенских умер. Не помня себя, она вылетела в Москву, муж Владимир Ушаков не стал ей мешать. Завернувшись в темный платок, чтобы никто не узнал, она стояла на панихиде в Малом театре. Но на могиле Бориса Равенских Вера Кузьминична не была ни разу. Он для нее до сих пор живой!
Несмотря ни на что, Вера Васильева не жалеет о том, как сложилась ее жизнь. Она благодарит судьбу за все взлеты и падения. Это ее рецепт — за все говорить спасибо. И он позволяет актрисе чувствовать себя счастливой и молодой. Она легка и стройна, потому что ее не тяготит груз былых обид.
С годами Вера Кузьминична поняла, что она все сделала правильно. И правильно выбрала мужа. С Владимиром Ушаковым они прожили 55 лет. Последние годы Ушаков серьезно болел, и она взяла все заботы на себя: бегала по врачам, кормила мужа из ложки. Его не стало в 2011 году... У нас в архивах сохранилось интервью Владимира Петровича. Сегодня оно звучит как последнее признание в любви своей Верочке: «Я все люблю в ней. Она мне очень дорога! Я хочу, чтобы все об этом знали».